Иностранная безвозмездная помощь в свете применения Декрета Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи»

27 августа 2020 г. вступает в силу Декрет Президента Республики Беларусь «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет № 3), в соответствии с которым Декрет Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет № 5) признается утратившим силу.  

Декретом № 3:

расширяются действующие согласно Декрету № 5 понятия:

► иностранная безвозмездная  помощь (далее – помощь)

Так, в соответствии с пунктом 5 приложения к Декрету № 3 к помощи относятся не только товары и денежные средства, поступившие от иностранных отправителей, но и товары (работы, услуги), приобретенные (оплаченные, выполненные) за счет указанных денежных средств на территории Республики Беларусь;

►нецелевое использования помощи

Так, согласно пункту 7 приложения к Декрету № 3 нецелевым использованием помощи признается не только установленное в Декрете № 5 использование помощи на цели, не предусмотренные в плане целевого использования помощи (далее – план), но и в размерах, не предусмотренных в плане, а также перечисление (выдача), передача помощи вторичным (последующим) получателям, не указанным в таком плане;

 ►изменяется понятие получателей помощи

Получателями иностранной безвозмездной помощи признаются только те лица, которые непосредственно получили помощь от отправителей.  При этом вводится понятие «вторичные (последующие) получатели» – лица, которые получили помощь от получателей (вторичных получателей).

Декретом № 3 устанавливается новый порядок принятия решений об освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин).

Так, в соответствии с пунктом 9 Декрета № 3 право освобождать от налогов, сборов (пошлин) помощь, направляемую на социально значимые цели, предусмотренные в абзацах втором – тринадцатом части первой пункта 1 Декрета № 3, предоставляется Управлению делами Президента Республики Беларусь.
В иных случаях освобождение помощи от налогов, сборов (пошлин) может осуществляться по решению Межведомственной комиссии по вопросам иностранной безвозмездной помощи (далее – Межведомственная комиссия), в состав которой включаются Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Управляющий делами Президента Республики Беларусь.

При этом Межведомственная комиссия наделяется также правом на принятие решений об определении целей использования помощи (абзац пятнадцатый части первой пункта 1 Декрета № 3).

Пунктом 4 Декрета № 3 предусматривается возможность обращения физических лиц за освобождением от подоходного налога без учета категории, к которой они относятся.

Решение об освобождении полученной физическими лицами помощи от налога принимается Межведомственной комиссией.

В соответствии с пунктом 10 Декрета № 3 обязательным условием для освобождения помощи от налогов, сборов (пошлин) независимо от целей ее использования является заключение компетентного органа.

Кроме того пунктом 19 Декрета № 3 закрепляется обязанность государственных органов, выдавших заключение, проводить анализ достижения ожидаемой экономической или социальной эффективности использования помощи.

С учетом изменения понятия «иностранная безвозмездная помощь» уточняется налоговая база, освобождаемая от налогообложения.

Предусматривается возможность освобождения от налогов товаров (работ, услуг), приобретаемых (выполняемых, оказываемых) за счет средств помощи.

Так, помимо возможности освобождения получателя от налога на добавленную стоимость (далее – НДС) при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, полученных в качестве помощи, в соответствии с пунктом 11 Декрета могут освобождаться от НДС операции, совершаемые как получателем помощи, так и вторичным (последующим) получателем:

по дальнейшей безвозмездной передаче помощи в виде товаров, ввезенных получателем помощи на территорию Республики Беларусь
с освобождением от НДС;

по безвозмездной передаче товаров (имущества) работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) за счет денежных средств подлежащих регистрации в качестве помощи и освобождаемых от налогов, сборов (пошлин). При этом положения пункта 15 статьи 133 Налогового кодекса Республики Беларусь  получателем помощи (вторичным (последующим) получателем) не применяются.

Пунктом 11 Декрета установлено, что помощь может освобождаться от налога на прибыль, налога при упрощенной системе налогообложения:

у получателей, – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи, за исключением помощи в виде беспроцентных займов, товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование;

у вторичных (последующих) получателей, – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями в порядке согласно плану за счет зарегистрированных в качестве помощи денежных средств отправителей.

Помощь, направляемая на оплату общехозяйственных расходов согласно перечню, определяемому Управлением делами Президента Республики Беларусь, не освобождается от налогов (пункт 8 Декрета № 3).

При этом перечень общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя и обеспечением их деятельности определяется Управлением делами Президента Республики Беларусь (абзац четырнадцатый пункта 1 Декрета № 3).

Следовательно, суммы помощи, подлежащие направлению на оплату общехозяйственных расходов, наравне с другими суммами помощи, не освобожденными от налогообложения, формируют состав внереализационных доходов на даты, определенные пунктом 12 Декрета № 3.

Так, указанным пунктом в отношении помощи, подлежащей регистрации, но не освобожденной от налогообложения, определено, что для целей исчисления налога на прибыль такая помощь, признаваемая внереализационными доходами в соответствии с налоговым законодательством включается в состав внереализационных доходов:

получателями в причитающемся им размере – на дату выдачи удостоверения о регистрации помощи;

вторичными (последующими) получателями – в причитающемся им размере – на дату фактического получения таких доходов.

Пунктом 6 Декрета № 3 предусмотрено взимание платы за регистрацию помощи с получателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 0,5 процента от суммы (стоимости) полученной помощи, не освобожденной от налогов, сборов (пошлин).

Налогообложение помощи, не подлежащей регистрации, производится в общеустановленном порядке, что закреплено в пункте 8 Декрета № 3.

При этом перечень помощи, не подлежащей регистрации в Департаменте, определен пунктами 26 – 27  Декрета № 3.

Пунктом 14 Декрета № 3 предусмотрена возможность изменения целей использования помощи, видов и размера расходов, перечня вторичных (последующих) получателей. При этом оговорено, что при рассмотрении вопроса об изменении цели использования помощи Межведомственная комиссия вправе принять решение об отказе в освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин).

В таких случаях, а также при направлении помощи, освобожденной от налогообложения, на оплату общехозяйственных расходов, датой включения получателем суммы указанной помощи в состав внереализационных доходов для целей налогообложения является дата согласования Департаментом изменения плана целевого использования (распределения) помощи.

Для установления единых подходов к получению и использованию помощи в Декрет № 3 не включена действующая в настоящее время норма Декрета № 5, исключающая регистрацию помощи, поступающей по проектам и программам, одобренным Президентом Республики Беларусь, а также в соответствии с действующими для Республики Беларусь межгосударственными договорами.

Дополнительно включена норма, согласно которой не подлежит регистрации помощь, получаемая Национальным  олимпийским Комитетом Республики Беларусь, при условии ее получения  по программам Международного олимпийского комитета, Ассоциации национальных олимпийских комитетов, Европейских олимпийских комитетов, других международных организаций олимпийского движения и направления  на обеспечение подготовки и участия спортсменов (команд спортсменов) в Олимпийских играх и иных международных спортивных мероприятиях, проводимых под эгидой Международного олимпийского комитета, Европейских олимпийских комитетов и Ассоциации национальных олимпийских комитетов, а также на развитие олимпийского движения в Республике Беларусь и укрепление ее престижа на международной арене.

Порядок поступления в Республику Беларусь помощи, ее регистрации (в том числе основания для отказа в рассмотрении заявления о регистрации помощи), взимания платы за регистрацию помощи, учета помощи и ее использования будет определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Управления делами Президента Республики Беларусь.

Формы документов, представляемых в Департамент для регистрации помощи, отчета о ее использовании и удостоверения, устанавливаются Управлением делами Президента Республики Беларусь.

Пунктом 29 Декрета № 3  предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми заявления о регистрации помощи, поданные до вступления его в силу, по которым не приняты решения, рассматриваются в соответствии с Декретом № 3.