Ввоз иностранной безвозмездной помощи

В международной практике товары, безвозмездно предоставляемые государству и его населению для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рассматриваются в качестве гуманитарной помощи. Между тем, национальное законодательство оперирует понятием «иностранная безвозмездная помощь», значение которого, исходя из целей, для которых такая помощь используется, является более объемным.
 
Базовым нормативным правовым актом, установившим порядок получения и использования организациями и физическими лицами Республики Беларусь иностранной безвозмездной помощи, является Декрет Президента Республики Беларусь от 28.11.2003    № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет).
 
В соответствии с Декретом под иностранной безвозмездной помощью понимаются денежные средства и товары (имущество), безвозмездно предоставляемые в пользование, владение, распоряжение организациям и физическим лицам Республики Беларусь (далее – получатели) иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства и анонимными жертвователями (далее – отправители). В качестве иностранной безвозмездной помощи подлежат регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее – Департамент) беспроцентные займы, предоставленные организациям и физическим лицам Республики Беларусь, любые взносы иностранных учредителей (членов) белорусских некоммерческих организаций, предоставляемые некоммерческим организациям Республики Беларусь, а также средства, передаваемые организациям (в том числе учреждениям) в рамках утвержденных смет, иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства.
 
Иностранная безвозмездная помощь, как правило, направляется для:
 
— ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС);

— оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их нормальную жизнедеятельность;

— оказания медицинской помощи;

— проведения научных исследований, разработок, обучения, а также для реализации научно-исследовательских программ;

— содействия охране, восстановлению, созданию историко-культурных ценностей, развитию природоохранных заповедников.
 
При этом от иностранной безвозмездной помощи следует отличать международную техническую помощь, особенности ввоза которой в Республику Беларусь, определены Указом Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь». Кроме этого, положения Декрета не распространяются на иностранную безвозмездную помощь, предоставляемую по проектам и программам, одобренным Президентом Республики Беларусь, а также в соответствии с действующими для Республики Беларусь межгосударственными договорами.
 
В соответствии со статьей 73 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс) при ввозе на таможенную территорию товаров, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных веществ, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и других материалов для средств массовой информации, таможенное оформление производится в первоочередном порядке.
 
В соответствии с пунктом 5 положения «О режиме в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2009 № 70 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственной границе Республики Беларусь», в автодорожные пункты пропуска и пункты упрощенного пропуска вне очереди пропускаются транспортные средства с гуманитарной помощью и лица, их сопровождающие, следующие в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.
 
Ввоз в Республику Беларусь иностранной безвозмездной помощи можно условно разделить на несколько этапов.
 
Этап 1. Прибытие товаров. Согласно статье 53 Кодекса после пересечения таможенной границы ввезенные товары должны быть доставлены лицами, в фактическом владении которых эти товары находились на момент пересечения таможенной границы, в пункт ввоза и предъявлены таможенному органу путем размещения в зоне таможенного контроля пункта ввоза.
 
При прибытии товаров на таможенную территорию перевозчик (лицо, осуществляющее перевозку груза) в течение 30 минут после размещения товаров в пункте ввоза обязан уведомить таможню о прибытии товаров путем представления документов, предусмотренных статьей 56 Кодекса. При этом для того, чтобы к ввезенным товарам при их таможенном оформлении было возможно применить предусмотренные нормативными правовыми актами упрощения, документы, представляемые в таможню, должны содержать сведения о благотворительном характере ввезенных товаров.
 
Кроме этого, если товары, ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи, принадлежат к категории товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе, то в отношении них потребуется предоставление разрешения и (или) лицензии соответствующего уполномоченного государственного органа.
 
Например, с целью предотвращения поступления на территорию Республики Беларусь товаров медицинского назначения (лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинская техника) ненадлежащего качества, Положением о порядке и условиях выдачи Министерством здравоохранения разрешений на ввоз лекарственных средств, фармацевтических субстанций, изделий медицинского назначения и медицинской техники, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 № 1397, установлено, что ввоз в республику указанной категории товаров, поступающих в качестве иностранной безвозмездной помощи, осуществляется при наличии разрешения Министерства здравоохранения, выдаваемого получателям.
 
То же касается и ввоза в республику радиоэлектронных средств с радиоизлучением и высокочастотных установок, который допускается при представлении разрешения Государственной инспекции Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи (БелГИЭ).
 
Товары, запрещенные к перемещению через таможенную границу при ввозе, прибывшие на таможенную территорию, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории, а в случае невозможности вывоза товаров или неосуществления их немедленного вывоза эти товары подлежат задержанию.
 
Этап 2. Таможенная процедура таможенного транзита. Для обеспечения доставки иностранной безвозмездной помощи к месту нахождения получателя в течение 1 часа после регистрации таможней уведомления о прибытии товары должны быть представлены к таможенному оформлению для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита путем представления документа таможенного транзита установленной формы и иных документов, поименованных в Перечне документов, необходимых для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным режимам и таможенным процедурам, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2007 № 863 «О документах и сведениях, используемых в таможенных целях» (далее – Перечень документов), применительно к данной таможенной процедуре.
 
Кроме этого, одним из условий выдачи таможней разрешения на таможенный транзит является предоставление обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов (исключение из этого требования составляют случаи, определенные пунктом 2 статьи 113 Кодекса). Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов установлены статьей 262 Кодекса.
 
Между тем, если товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита имеют характер иностранной безвозмездной помощи, и об их получателях Государственный таможенный комитет информирован Департаментом по гуманитарной деятельности, то на основании пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь 01.08.2007        № 977 «О некоторых вопросах обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов» предоставление обеспечения не требуется.
 
При выдаче разрешения на таможенный транзит таможня отправления устанавливает срок таможенной процедуры таможенного транзита, определяет место доставки товаров (таможня назначения, в зоне оперативной деятельности которой находится получатель), применяет средства идентификации товаров и документов на них.
 
В соответствии со статьей 116 Кодекса при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита на перевозчика возложены следующие обязанности:
 
— доставить товары и документы на них в установленные таможней отправления сроки в место доставки товаров;

— обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации (если они применялись);

— не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с перевозимыми товарами, а также замены транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможни.
 
Таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможней отправления. Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможне назначения документ таможенного транзита, а также имеющиеся у него другие документы на товары в течение 30 минут с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров, а в случае прибытия вне установленного времени работы таможни – в течение 30 минут с момента наступления времени начала работы таможни.
 
Этап 3. Таможенная процедура временного хранения товаров.
 
В течение 3 часов после регистрации прибытия транспортного средства в место доставки товары должны быть представлены к таможенному оформлению для помещения под таможенную процедуру временного хранения товаров путем представления транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) таможенных документов, поименованных в Перечне документов применительно к данной таможенной процедуре, либо под таможенный режим (при наличии всех документов, необходимых для помещения товаров под таможенный режим (см. Этап 4)).
 
В соответствии с общим правилом (статья 123 Кодекса) временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения (далее – СВХ). Владельцами СВХ являются юридические лица, получившие специальное разрешение (лицензию) Государственного таможенного комитета на осуществление деятельности в области таможенного дела в качестве владельца склада временного хранения и предоставляющие услуги по временному хранению товаров. Указанные услуги предоставляются владельцами СВХ на возмездной основе.
 
Однако, с целью минимизации расходов получателей иностранной безвозмездной помощи на основании подпункта 5.6 пункта 5 Декрета допускается временное хранение иностранной безвозмездной помощи на складе получателя (собственном, арендованном либо находящемся в пользовании). Для этого получателю следует обратиться в таможню, в зоне оперативной деятельности которой будет осуществляться временное хранение товаров, с заявлением о рассмотрении вопроса о создании временной зоны таможенного контроля (далее – ЗТК). Заявление должно содержать сведения, свидетельствующие о выполнении требований Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля и требованиях к ним, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2007 № 674. В частности, в заявлении должны быть отражены:
 
— основание и цель создания ЗТК;

— сведения о владельце товаров, заинтересованном в совершении таможенных операций вне постоянной зоны таможенного контроля на время их проведения либо во временном хранении товаров;

— срок, на который создается ЗТК;

— место расположения и пределы ЗТК;

— сведения о правомочиях владельца товаров в отношении склада;

— средства, используемые для обозначения ЗТК;

— организационные, технические и иные меры, обеспечивающие поддержание в ЗТК установленного режима.
 
Создание временной ЗТК оформляется приказом таможни. Срок временного хранения иностранной безвозмездной помощи не должен превышать 120 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение (статья 170  Таможенного кодекса таможенного союза).
 
Кроме этого, на основании пункта 77 Прейскуранта на услуги транспортных терминалов, аэропортов, по обслуживанию и эксплуатации воздушных трасс сообщения и по управлению воздушным движением, утвержденного постановлением Министерства экономики от 30.03.2004 № 88, прибывшие в республику авиационным транспортом товары, получателем которых являются лечебные учреждения, детские дома, школы-интернаты, дома инвалидов, сиротские приюты и тому подобные организации, получившие удостоверение Департамента о регистрации иностранной безвозмездной помощи, на СВХ, владельцем которого является аэропорт, хранятся бесплатно.
 
Этап 4. Помещение товаров под таможенный режим.
 
Товары, ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи, как правило, представляются к таможенному оформлению для помещения под таможенный режим свободного обращения (если предполагается их постоянное размещение в Республике Беларусь) либо под таможенный режим временного ввоза (если предполагается временное использование товаров в Республике Беларусь с последующим их возвратом отправителю).
 
Общим требованием законодательства в отношении товаров рассматриваемой категории является их регистрация в Департаменте по заявлениям получателей. Порядок регистрации иностранной безвозмездной помощи определен Инструкцией о порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи, утвержденной постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 17.09.2010 № 9 (далее – Инструкция). Документом, подтверждающим регистрацию, является удостоверение, выдаваемое Департаментом. Использование иностранной безвозмездной помощи, подлежащей регистрации, до получения удостоверения запрещено.
 
С целью осуществления приемки, оценки и распределения иностранной безвозмездной помощи в соответствии с пунктом 17 Инструкции организацией-получателем должна быть создана комиссия, в функции которой на первоначальном этапе входит осуществление проверки соответствия товаров сведениям, указанным в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах, в соответствии с которыми товары доставлены, с составлением акта приемки иностранной безвозмездной помощи установленной формы. В случае выявления несоответствия сведений, указанных в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах, фактическим сведениям о товарах (имуществе) получатель обязан до подачи таможенной декларации представить в таможенный орган акт приемки иностранной безвозмездной помощи и письмо отправителя иностранной безвозмездной помощи, поясняющее причины несоответствия сведений.
 
Иностранная безвозмездная помощь, направляемая на цели, определенные в части первой пункта 4 Декрета № 24, освобождается от таможенных сборов за таможенное оформление, таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц (далее – налоговые льготы), подлежащих уплате ее получателями, а также организациями и физическими лицами Республики Беларусь, получившими такую помощь в порядке ее распределения согласно плану, Управлением делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
 
Помимо необходимости регистрации иностранной безвозмездной помощи в Департаменте, если в отношении ввезенных товаров при их помещении под таможенный режим требуется представление разрешения и (или) лицензии уполномоченного государственного органа, получатель должен позаботиться о получении такого разрешения и (или) лицензии.
 
Например, в отношении отдельных категорий ввезенных товаров (определены постановлением Государственного комитета по стандартизации от 16.12.2008 № 60) статьей 154 Кодекса предусмотрено обязательное подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Между тем, нормы указанного постановления Госстандарта не распространяются на ввезенную иностранную безвозмездную помощь. Исключение составляют лишь продукты питания, а также служебное и гражданское оружие, конструктивно сходные с оружием изделия, в отношении которых потребуется получение документов установленной формы, выдаваемых аккредитованным органом по сертификации.
 
Если ввезенные товары, подконтрольны Государственному учреждению «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» либо Белорусскому управлению государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте, то в отношении таких товаров требуется получение разрешения органа фитосанитарного либо ветеринарного контроля соответственно.
 
С целью помещения товаров под таможенный режим, до истечения срока временного хранения товаров в таможню получателем либо таможенным агентом (представителем), заявляющим сведения от имени получателя, должна быть представлена таможенная декларация, содержащая сведения о товарах, тем самым производится их таможенное декларирование. Представление таможенной декларации должно сопровождаться представлением в таможню документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, поименованных в Перечне документов применительно к заявляемому таможенному режиму.
 
Однако, если в отношении иностранной безвозмездной помощи предоставлены налоговые льготы, то в таможню при таможенном декларировании товаров должны быть представлены копии следующих документов:
 
— удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи, содержащего сведения о налоговых льготах;

— плана целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи, согласованного с Департаментом;

— спецификации на иностранную безвозмездную помощь, полученную в виде товаров (имущества), с указанием их наименования, количества, оценочной стоимости.
 
Вместе с этим, при таможенном декларировании товаров (подпункт 2.5 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2007 № 863 «О документах и сведениях, используемых в таможенных целях») при таможенном декларировании товаров, являющихся иностранной безвозмездной помощью, зарегистрированной в установленном порядке, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не исчисляются и не уплачиваются, допускается не представлять при таможенном оформлении счет-фактуру (инвойс), не указывать сведения об их наименовании, стране производителя товаров, стране происхождения товаров, их торговой марке, статистической и таможенной стоимости товаров, квотах, методе определения таможенной стоимости товаров, а коды товаров указывать на уровне первых четырех знаков ТН ВЭД Республики Беларусь.
 
Среди товаров, в отношении которых предоставлены налоговые льготы, отдельные упрощения применяются при таможенном декларировании товаров, совокупно ввезенных в составе сборных грузов товаров, упакованных в празднично оформленную малогабаритную упаковку, предназначенных для распределения между физическими лицами при проведении праздничных благотворительных акций (мероприятий), которые в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах поименованы как «подарочные наборы». Чаще всего, подобные товары поступают в преддверии новогодних, рождественских и пасхальных праздников, либо направляются иностранными семьями, принимавшими у себя организованные детские группы в рамках деятельности по оздоровлению детей за рубежом, осуществляемой на основе иностранной безвозмездной помощи, конкретно поименованным в документах физическим лицам. В этом случае, в таможенной декларации допускается не указывать характеристики товаров (в том числе их торговые марки, модели и т.п.), достаточные для их идентификации и классификации в соответствии с ТН ВЭД Республики Беларусь, а вместо кода ТН ВЭД Республики Беларусь указывать цифры «0000».
 
При соблюдении требований и условий, установленных Кодексом и (или) иными актами таможенного законодательства, таможенное оформление при помещении товаров под таможенный режим завершается выдачей таможней свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим.
 
Рекомендации отправителям и получателям иностранной безвозмездной помощи в виде товаров (имущества)
 
Отправителям иностранной безвозмездной помощи рекомендуется:
 
1.     При формировании партии товаров для отправки:
 
1.1.   не допускать смешивания в одной упаковке (коробка, ящик и т.п.) товаров, предназначенных различным получателям;

1.2.   продукты питания, а также товары медицинского назначения (лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинская техника), упаковывать в отдельные упаковки, не допуская смешивания этих двух категорий товаров между собой и с иными видами товаров. При этом срок годности и (или) реализации продуктов питания не должен быть менее 180 календарных дней; лекарственные средства должны иметь остаточный срок годности:

не менее двух лет — в отношении лекарственных средств со сроком годности пять лет;

не менее года — в отношении лекарственных средств со сроком годности менее 5 лет и стерильных изделий медицинского назначения;

а медицинская техника должна иметь срок эксплуатации не более 5 лет от года выпуска изготовителем;

1.3.   не допускать смешивания в одной упаковки товаров, предназначенных организациям, и товаров, предназначенных для конкретных физических лиц.
 
2.     В случае наличия в партии товаров, предназначенных для распределения между физическими лицами при проведении праздничных благотворительных акций (мероприятий), в том числе между точно известными физическими лицами, указывать на упаковках сведения о таких получателях (фамилия, имя, адрес – если они известны) и о содержимом упаковки (перечень вложенных товаров, их количество).
 
3.     При подготовке сопроводительных документов указывать:
 
3.1.   в транспортных (перевозочных) документах (накладных):
 
·           сведения о благотворительном характере груза;

·           наименование получателей товаров и их местонахождение (населенный пункт);

·           общее количество мест и вес всей партии товаров;
 
3.2.   в счете-проформе (отдельной для каждой организации-получателя):
 
·           наименование и адрес получателя товаров;

·           наименование товаров, общее количество упаковок, их вес и суммарную оценочную стоимость;
 
3.3.   в спецификации или описи товаров:
 
·           наименование и количество товаров, направляемых в адрес указываемого получателя, их оценочная стоимость;

·           сроки годности и (или) реализации товаров (только для продуктов питания и товаров медицинского назначения);

·           наименования (торговые и международные непатентованные), страну-производителя, изготовителя, форму выпуска (для лекарственных средств);

·           наименования, страну-производителя, изготовителя, год выпуска (для изделий медицинского назначения и медицинской техники);

·           сведения о направлении товаров в качестве подарочных наборов, а при наличии сведений о точно известных физических лицах – фамилию, имя, адрес таких получателей (только для подарочных наборов).
 
При указании сведений в перечисленных выше документах следует избегать подчисток и исправлений. Допущенные исправления следует заверять подписью и (или) печатью отправителя.
 
В случае расхождений между фактически перемещаемыми товарами и сведениями о них, указанными в документах, необходимо предоставление письма отправителя, поясняющего причины допущенных несоответствий.
 
4.     В случае следования груза автомобильным транспортом желательно использование транспортного средства, допущенного для международных дорожных перевозок. Предпочтительно применение книжки МДП (Carnet TIR). Данные меры позволяют свести к минимуму необходимость проведения досмотра товаров в пункте ввоза, что сокращает задержки и увеличивает оперативность доставки товаров получателям.
 
5.     Поскольку таможенное оформление иностранной безвозмездной помощи осуществляется в первоочередном порядке, то для исключения задержек при пересечении границы водитель автомобильного транспортного средства (перевозчик) обязан предъявить сотруднику таможни в пункте ввоза транспортные средства, перемещающие товары, и представить сопроводительные документы на них.
 
6.     После выдачи разрешения транспортное средство с товарами должно быть в установленные таможней сроки доставлено на указанный сотрудником таможни склад временного хранения таможни, в зоне оперативной деятельности которой находится получатель товаров. О доставке товаров необходимо уведомить таможню (в течение 30 минут с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров, а в случае прибытия вне установленного времени работы таможни – в течение 30 минут с момента наступления времени начала работы таможни) и организацию-получателя товаров.
 
Получателям иностранной безвозмездной помощи рекомендуется:
 
Обеспечить соблюдение установленных законодательством Республики Беларусь сроков и порядка приемки, хранения товаров, подготовки и направления в уполномоченные государственные органы документов, необходимых для получения разрешительных документов, а также таможенного декларирования и использования ввезенных товаров. Для этого:
 
1.     После доставки товаров в таможню, в зоне оперативной деятельности которой находится организация-получатель товаров, она при наличии собственного, арендованного либо находящегося в пользовании склада, который возможно использовать для изолированного хранения ввезенных товаров, вправе обратиться в таможню с заявлением о рассмотрении вопроса о создании временной зоны таможенного контроля с целью временного хранения иностранной безвозмездной помощи.
 
При получении разрешения таможни товары должны быть размещены на складе получателя иностранной безвозмездной помощи и в течение 120 календарных дней считаются находящимися на временном хранении. В период хранения получатель не вправе распоряжаться товарами. Возможно только выполнение обычных операций, необходимых для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии (в том числе осмотр, измерение, перемещение товаров в пределах места, где осуществляется временное хранение товаров), при условии, что эти операции не повлекут за собой изменения состояния товаров, нарушения их упаковки.
 
2.     В присутствии представителя местного исполнительного и распорядительного органа комиссией организации-получателя должен быть составлен акт приемки иностранной безвозмездной помощи по форме согласно приложению 3 Инструкции о порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи, утвержденной постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 17.09.2010 № 9).
 
При наличии расхождений (по количеству и (или) качеству) между фактически ввезенными товарами и сведениями, указанными в сопроводительных документах, следует получить письмо отправителя, поясняющее причины выявленных несоответствий, и представить его копию в таможню до подачи таможенной декларации.
 
3.     Подготовить и направить в Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь документы, необходимые для получения удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи.
 
4.     Если требуется, подготовить и направить в уполномоченные государственные органы (Министерство здравоохранения, Государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений», Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, аккредитованный орган по сертификации) документы, необходимые для получения разрешения, лицензии, сертификата соответствия и (или) декларации о соответствии, выдаваемых такими органами.
 
5.     До истечения срока временного хранения товаров при наличии всех документов, необходимых для представления в таможню, получатель либо таможенный       агент (представитель), выступающий от имени получателя, обязан произвести таможенное декларирование иностранной безвозмездной помощи, т.е. представить в таможню таможенную декларацию, содержащую сведения о ввезенных товарах, и документы, необходимые для таможенного оформления в заявленном таможенном режиме.
 
5.1.   При ввозе товаров с целью их временного использования в Республике Беларусь исключить представление к таможенному оформлению для помещения под таможенный режим временного ввоза расходуемые материалы.
 
5.2.   При таможенном декларировании товаров, в отношении которых предоставлены налоговые льготы, допускается не указывать сведения о наименовании и стране производителя товаров, стране происхождения товаров, их торговой марке, статистической и таможенной стоимости товаров, квотах, методе определения таможенной стоимости товаров, а коды товаров указывать на уровне первых четырех знаков ТН ВЭД Республики Беларусь.
 
5.3.   При таможенном декларировании подарочных наборов допускается не указывать характеристики товаров (в том числе их торговые марки, модели и т.п.), достаточные для их идентификации и классификации в соответствии с ТН ВЭД Республики Беларусь, а вместо кода ТН ВЭД Республики Беларусь указывать цифры «0000».
 
6.     В случае ввоза продуктов питания и (или) товаров медицинского назначения с истекшими или истекающими в ближайшее время сроками годности и (или) реализации, когда товары не могут быть использованы по своему назначению, они должны быть вывезены за пределы Республики Беларусь либо помещены под таможенный режим уничтожения и уничтожены (утилизированы) собственником (владельцем) товаров.
 
7.     После таможенного оформления иностранной безвозмездной помощи, т.е. выдачи сотрудником таможни свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим, товары должны быть использованы получателем на цели, предусмотренные согласованным с Департаментом по гуманитарной деятельности планом целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи.
 
В случае нарушения получателями иностранной безвозмездной помощи установленных порядка и сроков хранения товаров, а также порядка таможенного декларирования и использования иностранной безвозмездной помощи, виновные лица подлежат привлечению к административной ответственности.