Виртуальная реальность в гимназии № 7 г. Минска имени В.И. Ливенцева
Поиск эффективных способов повышения учебной мотивации в фокусе внимания современных школьников. Урок, способы подачи материала должны быть постоянно интересны учащимся. Однако проблема заключается не только в вопросе, как повысить, но и, самое главное, как удержать оптимально высокий уровень мотивации к изучению предмета. В связи с этим целесообразно использовать всевозможные инновации в образовательном процессе.
Одной из наиболее перспективных современных технологий, вызывающих неизменный интерес у учащихся, является технология виртуальной реальности (VR-технология), которая позволяет погрузить человека в иммерсивный виртуальный мир при использовании специализированных устройств (шлемов или очков виртуальной реальности). Преимуществами такого иммерсивного подхода являются наглядность, визуализация, сосредоточенность, вовлечение, безопасность и эффективность.
Сказать, что использование VR-технологии широко распространено
в белорусских школах, нельзя. Это связано, прежде всего, с дороговизной самого оборудования, а также с нехваткой качественного контента, отвечающего требованиям учебных программ. Однако данная технология постепенно находит свое применение в преподавании таких предметов как химия, физика, биология, а также и предметов гуманитарного цикла,
в частности иностранного языка.
Гимназия № 7 г. Минска имени В.И. Ливенцева занимается реализацией гуманитарных проектов в сфере VR-технологий с 2021 года.
Первый проект «Виртуальная реальность как средство мотивации учащихся к изучению учебных предметов» («Виртуальная лаборатория») успешно реализован. На средства российских доноров приобретено 19 шлемов виртуальной реальности.
В рамках реализации проекта гимназия работала над внедрением
VR-технологии технологии для учащихся 5-11 классов в образовательный процесс по учебному предмету «Биология». На занятиях учащиеся изучали натуральный объект, выполняли интерактивные задания, впервые использовали VR-шлем. Погружение в виртуальный биологический мир восхитило и удивило детей.
В дальнейшем опробовано внедрение VR-технологии на уроках английского языка. Возможности использования VR-технологии
в преподавании английского языка были представлены ресурсным центром английского языка гимназии в рамках итогового отчётного методического фестиваля инновационных педагогических идей и решений ресурсных центров «Формула успеха».
В 2023 году VR-технология была применена и в патриотическом воспитании учащихся (участие в тематических выставках и иных мероприятиях).
С 2024 года гимназией № 7 г. Минска имени В.И. Ливенцева начата реализация нового гуманитарного проекта – «Воспитательный потенциал
VR-технологий в образовательном процессе», целью которого является создание условий для воспитания гражданственности и патриотизма
у учащихся 5-11 классов гимназии. Для воспитания патриотических взглядов
и убеждений важно, чтобы они были не просто усвоены учащимися,
а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания. Воспитательная работа в этом случае должна носить не только красочный, эмоциональный характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала. И VR-технология как нельзя лучше отвечает всем перечисленным требованиям.
В настоящее время гимназия планирует и дальше вести работу
по внедрению VR-технологий в образовательный процесс, а также
по трансляции своего опыта посредством проведения методических мероприятий с педагогическими кадрами г. Минска и Республики Беларусь,
а также публикаций по данной тематике.
Реализация гуманитарных проектов позволила расширить возможности учреждения образования для предоставления современного качественного образования через приобретение оборудования и программного обеспечения, необходимого для внедрения современных форм обучения в образовательный процесс.
