Экотропа Чижовка

        Гуманитарный проект

Государственного предприятия «УКС Заводского района г.Минска»

Софинансирование гуманитарного проекта

I этап
II этап
Схема расположения III этапа

1. Наименование проекта: «Экотропа Чижовка»

2. Срок реализации проекта: 18 месяцев

3. Организация-заявитель проекта: Государственное предприятие «УКС Заводского района г.Минска»

4. Цели проекта: Экологическая тропа «Чижовка» была открыта 5 июня 2018 г. Маршрут тропы протяженностью 772 м проложен по уже сложившейся дорожно-тропиночной сети, проходит через объекты, имеющие природоохранную и эстетическую ценность. Здесь обитают ужи, гнездятся редкие виды птиц, произрастают растения, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь. Вдоль тропы оборудовано 5 обзорных площадок с информационными стендами и местами для отдыха.

С момента открытия экологическая тропа пользуется огромной популярностью среди обучающихся и их родителей. Так в период летних, осенних и весенних каникул был проведен ряд мероприятий. Основными видами деятельности учащихся во время прогулок на экологической тропе являются игра, эксперимент, наблюдение.

В 2020 году была открыта вторая очередь экотропы. Новый участок протяженностью 615 м расположен на пересечении ул. Уборевича и ул. Голодеда.  Данный участок включает в себя:

  • входную группу в виде арки из сухих стволов деревьев. Ее высота 4,7 м, ширина 3,4 м;
  • две детские игровые площадки и лабиринт-викторина в начале тропы;
  • два пешеходных мостика в низинах;
  • пять обзорных площадок с местами для отдыха и информационными стендами, из которых можно узнать, как долго разлагается стекло, пластик
    и жестяные банки, какие виды растений и животных занесены в красную книгу, каких птиц можно услышать, прогуливаясь по тропе, какой путь проходит вода от источника, до наших кранов и обратно;
  • три обзорные площадки-террасы с видом на водную гладь Свислочи;
  • два «кармана» с лавочками для отдыха.

В целях создания единого комплекса дорожно-тропиночной сети на территории в границах ул. Уборевича – ул. Голодеда – Минский зоопарк, прилегающей к реке Свислочь, государственное предприятие «УКС Заводского района г.Минска» разработало проект «Экотропа в Чижовке» (объект «Благоустройство озелененной территории в границах ул. Уборевича – ул. Голодеда – Минский зоопарк, прилегающей к реке Свислочь с обустройством мест для рекреации, туризма и созданием экологической тропы. III этап»).

Проектируемый объект имеет высокое значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. Планировочные структуры и функциональное зонирование территории увязано со сложившимся природным комплексом и расположенной рядом застройкой. Устройство объекта обеспечивает не только отдых, но и формирует у населения интерес и заботу об окружающем мире, в игровой форме позволяя узнавать и знакомить детей с обитателями лугов и рек, а также укреплять здоровье посредством активного передвижения как пешком, так и на велосипедах. Кроме того, разработана концепция использования экотропы в образовательных целях (приложение).

Государственное предприятие будет осуществлять инженерное сопровождение в ходе реализации проекта: обращение в соответствующие организации за подготовкой и сбором необходимой исходно-разрешительной документации для проектирования и строительства объекта, контроль
за их получением, проведение необходимых процедур закупок для выбора проектной и подрядной организаций, осуществление контроля за ходом разработки и согласования проектной документации, получением необходимых заключений, осуществление контроля за ходом выполнения строительно-монтажных работ, сбор необходимых справок и заключений для ввода объекта в эксплуатацию в установленном порядке после завершения строительства.

5. Задачи, планируемые к выполнению в рамках реализации проекта:

  • разработка проектно-сметной документации с прохождением необходимых согласований и экспертиз. Проектирование объекта будет осуществлять проектная организация, определенная по результатам процедуры закупки в установленном порядке и соответствующая квалификационным требованиям, определенным конкурсными документами;
  • завершение создания экотропы (III этап) в продолжение уже введенным в 2018 и 2020 годах в эксплуатацию участкам;
  • оснащение информационными стендами, обзорными площадками для демонстрации природных комплексов речной экосистемы, разнотравно-злаково-осокового луга, наблюдения за птицами,
  • оборудование мест для отдыха;
  • устройство детских оздоровительных и игровых площадок.

Строительно-монтажные работы по объекту будут выполняться подрядной организацией, определенной по результатам процедуры закупки в установленном порядке, и соответствующей квалификационным требованиям, определенным конкурсными документами.

6. Целевая группа: дети, подростки-школьники 6-18 лет, молодежь, студенты – 18-25 лет, взрослые люди – 26-64 года, пожилые люди, пенсионеры – 65 лет и старше.

7. Краткое описание мероприятий в рамках проекта: Устройство пешеходной зоны в соответствии со статусом объекта, оборудование площадки для наблюдения за птицами, площадки для наблюдения за растительным миром, смотровой площадки, детских площадок с игровым оборудованием для детей разного возраста с установкой малых архитектурных форм (беседок, мостиков, скамеек, урн).

8. Общий объем финансирования (в долларах США): 140 000

в т.ч. средства донора: 100 000

софинансирование 40 000 

9. Место реализации проекта (область/район, город): г.Минск, границы ул. Уборевича – ул. Голодеда – Минский зоопарк

10. Контактное лицо: Носко Игнат Николаевич, директор государственного предприятия «УКС Заводского района г.Минска», (017) 299-25-60, uks-z@yandex.ru

Приложение

Концепция использования экотропы в образовательных целях

1.      Актуальность концепции.

Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главную цель развития цивилизаций. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ.

Если литература и история нужны для усвоения ценностей культуры, естествознание – закономерностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования человеческого отношения к природе, определения допустимой меры преобразования, усвоения специфических социально-природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. В последнее время все чаще звучат слова: «Что останется будущим поколениям?». Мы, ныне живущие, должны оставить нашим детям и внукам чистые леса и реки, воздух, плодородные поля. Важнейшим средством экологического образования и воспитания является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в мире природы.

Данная концепция требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума.

2.      Проблема концепции.

В течение нескольких лет учителями школ города Минска были сделаны попытки по созданию учебной экологической тропы. Но практика показала, что обеспечить сохранность такой тропы в городских условиях затруднительно. Условия территории созданной экологической тропы позволяют создать учебную экологическую тропу городского уровня.

3.      Цель и задачи концепции.

Цель: создание учебной экологической тропы как один из ресурсов экологического образования школьников.

Задачи:

  1. Составление карты – схемы маршрута, паспорта учебной экологической тропы.
  2. Оформление и оборудование остановок учебной экологической тропы.
  3. Разработка экскурсии по учебной тропе.
  4. Подготовка экскурсоводов.
  5. Выпуск буклетов.

4.      Ожидаемый результат.

Создание и функционирование учебной экологической тропы
на территории созданной экологической тропы.

5.      Описание концепции.

Данная учебная экологическая тропа позволит сформировать у учащихся экологические знания через работу по следующим направлениям:

просветительская работа (проведение экскурсий);

практическая (проведение эколого-биологической практики).

6.      Критерии оценки результативности концепции.

  1. Количественные (число): разработка тематических экскурсий, привлечение школ города.
  2. Качественные (разнообразие по содержанию, форме) — оформление маршрута, паспорта, содержание экскурсий по тропе.

7.      Аналитико-прогностическое обоснование.

Экологическое воспитание – целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природной среде. Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети школьного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное. Как же рассказать ребёнку
о природе?  Как поведать о её тайнах, передать огромные пласты знаний, которые человечество накопило в течение тысячелетий и к которым продолжает ещё идти и идти?

Многолетний опыт обучения и воспитания детей подсказывает, что важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников, например, создание учебной экологической тропы.

История организации познавательных маршрутов в природе в нашей стране, насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы. Действуют природные тропы в настоящее время в Карелии, Крыму,
на Урале. Но всё-таки, учебная экологическая тропа — наиболее молодая разновидность организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде. Экологическая тропа – это учебно-просветительный “кабинет” в природных условиях. Этим и определяется ряд требований
к ее организации: выбору маршрута и его протяженности, составу экскурсионных объектов.

Данная концепция – учебная экологическая тропа, рассчитанная на учащихся и педагогов образовательных учреждений. Педагоги на такой тропе приобретут опыт образовательно-воспитательной работы с детьми в природных условиях. Учащиеся могут изучать объекты и явления природы, ознакомиться с богатством и разнообразием местной флоры.

Учебная экологическая тропа создается детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

Организация тропы силами школьников дает педагогу возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Учебная тропа, созданная детьми, живёт полной жизнью только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители. Выступая экскурсоводами на маршруте тропы, школьники приобретают такие ценные качества гражданина, как ответственность и трудолюбие. Создание тропы, уход за нею
и периодическое дооборудование приучают детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему достоянию.

Таким образом, учебная территория в природном окружении служит учащимся и лабораторией для исследований, и мастерской для труда.

Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности воспитанников. Применяются игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования. Широко используются проектный и исследовательский методы обучения.

Экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей:

  1. педагогов и воспитателей;
  2. старших дошкольников, учащихся школ;
  3. родителей, отдыхающих, организованных в экскурсионные группы.

8.      Концепция.

Создание учебно-экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека
с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция. Изучение видового многообразия дикорастущих и культурных растений прямо отвечает выполнению требований учебной программы по биологии.

Здесь большое значение имеет правильный подбор видов, которые выступают предметом самостоятельных учебных исследований или включаются в рассказ экскурсовода.

Таким образом, реализация проекта будет способствовать:

  • проведению результативной учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;
  • воспитанию экологически грамотной культуры поведения человека
    в окружающей среде;
  • приобретению педагогами опыта образовательно-воспитательной работы
    с детьми в природных условиях;
  • изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы
    и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.

9.      Реализация.

  1. Разработка плана по реализации проекта, ознакомление с методической литературой и местностью, где будет проходить экологическая тропа (январь — ноябрь 2022г., подбор остановок экологической тропы).
  2. Создание инициативных групп, привлечение воспитанников к созданию тропы (ноябрь 2022г., создание инициативных групп: «Поисковая», «Изготовили», «Художники-оформители», «Экскурсоводы»; распределение обязанностей между группами).
  3. Работа инициативных групп, изготовление наглядного материала для оформления тропы, оборудование тропы, написание рефератов, связанных
    с объектами экологической тропы, подготовка экскурсоводов (апрель 2023г. – сентябрь 2023г., создание экологической тропы).
  4. Открытие учебной экологической тропы «Тропинка чудес», реклама учебной экологической тропы «Тропинка чудес» (сентябрь 2023г., проведение мероприятий с привлечением детей, родителей, педагогов).

10. Распространение информации о концепции.

  1. Привлечение СМИ.
  2. Реклама учебной экологической тропы через буклеты.
  3. Пропаганда учебной экологической тропы на городских семинарах, методобъединениях учителей.