Customize Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorized as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customized advertisements based on the pages you visited previously and to analyze the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Экотропа Чижовка

        Гуманитарный проект

Государственного предприятия «УКС Заводского района г.Минска»

Софинансирование гуманитарного проекта

I этап
II этап
Схема расположения III этапа

1. Наименование проекта: «Экотропа Чижовка»

2. Срок реализации проекта: 18 месяцев

3. Организация-заявитель проекта: Государственное предприятие «УКС Заводского района г.Минска»

4. Цели проекта: Экологическая тропа «Чижовка» была открыта 5 июня 2018 г. Маршрут тропы протяженностью 772 м проложен по уже сложившейся дорожно-тропиночной сети, проходит через объекты, имеющие природоохранную и эстетическую ценность. Здесь обитают ужи, гнездятся редкие виды птиц, произрастают растения, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь. Вдоль тропы оборудовано 5 обзорных площадок с информационными стендами и местами для отдыха.

С момента открытия экологическая тропа пользуется огромной популярностью среди обучающихся и их родителей. Так в период летних, осенних и весенних каникул был проведен ряд мероприятий. Основными видами деятельности учащихся во время прогулок на экологической тропе являются игра, эксперимент, наблюдение.

В 2020 году была открыта вторая очередь экотропы. Новый участок протяженностью 615 м расположен на пересечении ул. Уборевича и ул. Голодеда.  Данный участок включает в себя:

  • входную группу в виде арки из сухих стволов деревьев. Ее высота 4,7 м, ширина 3,4 м;
  • две детские игровые площадки и лабиринт-викторина в начале тропы;
  • два пешеходных мостика в низинах;
  • пять обзорных площадок с местами для отдыха и информационными стендами, из которых можно узнать, как долго разлагается стекло, пластик
    и жестяные банки, какие виды растений и животных занесены в красную книгу, каких птиц можно услышать, прогуливаясь по тропе, какой путь проходит вода от источника, до наших кранов и обратно;
  • три обзорные площадки-террасы с видом на водную гладь Свислочи;
  • два «кармана» с лавочками для отдыха.

В целях создания единого комплекса дорожно-тропиночной сети на территории в границах ул. Уборевича – ул. Голодеда – Минский зоопарк, прилегающей к реке Свислочь, государственное предприятие «УКС Заводского района г.Минска» разработало проект «Экотропа в Чижовке» (объект «Благоустройство озелененной территории в границах ул. Уборевича – ул. Голодеда – Минский зоопарк, прилегающей к реке Свислочь с обустройством мест для рекреации, туризма и созданием экологической тропы. III этап»).

Проектируемый объект имеет высокое значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. Планировочные структуры и функциональное зонирование территории увязано со сложившимся природным комплексом и расположенной рядом застройкой. Устройство объекта обеспечивает не только отдых, но и формирует у населения интерес и заботу об окружающем мире, в игровой форме позволяя узнавать и знакомить детей с обитателями лугов и рек, а также укреплять здоровье посредством активного передвижения как пешком, так и на велосипедах. Кроме того, разработана концепция использования экотропы в образовательных целях (приложение).

Государственное предприятие будет осуществлять инженерное сопровождение в ходе реализации проекта: обращение в соответствующие организации за подготовкой и сбором необходимой исходно-разрешительной документации для проектирования и строительства объекта, контроль
за их получением, проведение необходимых процедур закупок для выбора проектной и подрядной организаций, осуществление контроля за ходом разработки и согласования проектной документации, получением необходимых заключений, осуществление контроля за ходом выполнения строительно-монтажных работ, сбор необходимых справок и заключений для ввода объекта в эксплуатацию в установленном порядке после завершения строительства.

5. Задачи, планируемые к выполнению в рамках реализации проекта:

  • разработка проектно-сметной документации с прохождением необходимых согласований и экспертиз. Проектирование объекта будет осуществлять проектная организация, определенная по результатам процедуры закупки в установленном порядке и соответствующая квалификационным требованиям, определенным конкурсными документами;
  • завершение создания экотропы (III этап) в продолжение уже введенным в 2018 и 2020 годах в эксплуатацию участкам;
  • оснащение информационными стендами, обзорными площадками для демонстрации природных комплексов речной экосистемы, разнотравно-злаково-осокового луга, наблюдения за птицами,
  • оборудование мест для отдыха;
  • устройство детских оздоровительных и игровых площадок.

Строительно-монтажные работы по объекту будут выполняться подрядной организацией, определенной по результатам процедуры закупки в установленном порядке, и соответствующей квалификационным требованиям, определенным конкурсными документами.

6. Целевая группа: дети, подростки-школьники 6-18 лет, молодежь, студенты – 18-25 лет, взрослые люди – 26-64 года, пожилые люди, пенсионеры – 65 лет и старше.

7. Краткое описание мероприятий в рамках проекта: Устройство пешеходной зоны в соответствии со статусом объекта, оборудование площадки для наблюдения за птицами, площадки для наблюдения за растительным миром, смотровой площадки, детских площадок с игровым оборудованием для детей разного возраста с установкой малых архитектурных форм (беседок, мостиков, скамеек, урн).

8. Общий объем финансирования (в долларах США): 140 000

в т.ч. средства донора: 100 000

софинансирование 40 000 

9. Место реализации проекта (область/район, город): г.Минск, границы ул. Уборевича – ул. Голодеда – Минский зоопарк

10. Контактное лицо: Носко Игнат Николаевич, директор государственного предприятия «УКС Заводского района г.Минска», (017) 299-25-60, uks-z@yandex.ru

Приложение

Концепция использования экотропы в образовательных целях

1.      Актуальность концепции.

Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главную цель развития цивилизаций. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ.

Если литература и история нужны для усвоения ценностей культуры, естествознание – закономерностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования человеческого отношения к природе, определения допустимой меры преобразования, усвоения специфических социально-природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. В последнее время все чаще звучат слова: «Что останется будущим поколениям?». Мы, ныне живущие, должны оставить нашим детям и внукам чистые леса и реки, воздух, плодородные поля. Важнейшим средством экологического образования и воспитания является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в мире природы.

Данная концепция требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума.

2.      Проблема концепции.

В течение нескольких лет учителями школ города Минска были сделаны попытки по созданию учебной экологической тропы. Но практика показала, что обеспечить сохранность такой тропы в городских условиях затруднительно. Условия территории созданной экологической тропы позволяют создать учебную экологическую тропу городского уровня.

3.      Цель и задачи концепции.

Цель: создание учебной экологической тропы как один из ресурсов экологического образования школьников.

Задачи:

  1. Составление карты – схемы маршрута, паспорта учебной экологической тропы.
  2. Оформление и оборудование остановок учебной экологической тропы.
  3. Разработка экскурсии по учебной тропе.
  4. Подготовка экскурсоводов.
  5. Выпуск буклетов.

4.      Ожидаемый результат.

Создание и функционирование учебной экологической тропы
на территории созданной экологической тропы.

5.      Описание концепции.

Данная учебная экологическая тропа позволит сформировать у учащихся экологические знания через работу по следующим направлениям:

просветительская работа (проведение экскурсий);

практическая (проведение эколого-биологической практики).

6.      Критерии оценки результативности концепции.

  1. Количественные (число): разработка тематических экскурсий, привлечение школ города.
  2. Качественные (разнообразие по содержанию, форме) — оформление маршрута, паспорта, содержание экскурсий по тропе.

7.      Аналитико-прогностическое обоснование.

Экологическое воспитание – целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природной среде. Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети школьного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное. Как же рассказать ребёнку
о природе?  Как поведать о её тайнах, передать огромные пласты знаний, которые человечество накопило в течение тысячелетий и к которым продолжает ещё идти и идти?

Многолетний опыт обучения и воспитания детей подсказывает, что важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников, например, создание учебной экологической тропы.

История организации познавательных маршрутов в природе в нашей стране, насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы. Действуют природные тропы в настоящее время в Карелии, Крыму,
на Урале. Но всё-таки, учебная экологическая тропа — наиболее молодая разновидность организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде. Экологическая тропа – это учебно-просветительный “кабинет” в природных условиях. Этим и определяется ряд требований
к ее организации: выбору маршрута и его протяженности, составу экскурсионных объектов.

Данная концепция – учебная экологическая тропа, рассчитанная на учащихся и педагогов образовательных учреждений. Педагоги на такой тропе приобретут опыт образовательно-воспитательной работы с детьми в природных условиях. Учащиеся могут изучать объекты и явления природы, ознакомиться с богатством и разнообразием местной флоры.

Учебная экологическая тропа создается детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

Организация тропы силами школьников дает педагогу возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Учебная тропа, созданная детьми, живёт полной жизнью только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители. Выступая экскурсоводами на маршруте тропы, школьники приобретают такие ценные качества гражданина, как ответственность и трудолюбие. Создание тропы, уход за нею
и периодическое дооборудование приучают детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему достоянию.

Таким образом, учебная территория в природном окружении служит учащимся и лабораторией для исследований, и мастерской для труда.

Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности воспитанников. Применяются игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования. Широко используются проектный и исследовательский методы обучения.

Экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей:

  1. педагогов и воспитателей;
  2. старших дошкольников, учащихся школ;
  3. родителей, отдыхающих, организованных в экскурсионные группы.

8.      Концепция.

Создание учебно-экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека
с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция. Изучение видового многообразия дикорастущих и культурных растений прямо отвечает выполнению требований учебной программы по биологии.

Здесь большое значение имеет правильный подбор видов, которые выступают предметом самостоятельных учебных исследований или включаются в рассказ экскурсовода.

Таким образом, реализация проекта будет способствовать:

  • проведению результативной учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;
  • воспитанию экологически грамотной культуры поведения человека
    в окружающей среде;
  • приобретению педагогами опыта образовательно-воспитательной работы
    с детьми в природных условиях;
  • изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы
    и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.

9.      Реализация.

  1. Разработка плана по реализации проекта, ознакомление с методической литературой и местностью, где будет проходить экологическая тропа (январь — ноябрь 2022г., подбор остановок экологической тропы).
  2. Создание инициативных групп, привлечение воспитанников к созданию тропы (ноябрь 2022г., создание инициативных групп: «Поисковая», «Изготовили», «Художники-оформители», «Экскурсоводы»; распределение обязанностей между группами).
  3. Работа инициативных групп, изготовление наглядного материала для оформления тропы, оборудование тропы, написание рефератов, связанных
    с объектами экологической тропы, подготовка экскурсоводов (апрель 2023г. – сентябрь 2023г., создание экологической тропы).
  4. Открытие учебной экологической тропы «Тропинка чудес», реклама учебной экологической тропы «Тропинка чудес» (сентябрь 2023г., проведение мероприятий с привлечением детей, родителей, педагогов).

10. Распространение информации о концепции.

  1. Привлечение СМИ.
  2. Реклама учебной экологической тропы через буклеты.
  3. Пропаганда учебной экологической тропы на городских семинарах, методобъединениях учителей.

Loading...