Правовое регулирование регистрации иностранной безвозмездной помощи
С 27 августа 2020 г. порядок предоставления и использования иностранной безвозмездной помощи (ИБП) регулируется следующими нормативными правовыми актами:
- Декретом Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи»;
- постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Управления делами Президента Республики Беларусь от 27.08.2020 № 502/4 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи», которым утверждены:
— Положение о порядке поступления в Республику Беларусь иностранной безвозмездной помощи, ее регистрации, взимания платы за ее регистрацию, учета такой помощи и ее использования;
— Положение о порядке проведения анализа достижения ожидаемой экономической и (или) социальной эффективности использования иностранной безвозмездной помощи;
— Положение о порядке принятия мер, направленных на предупреждение и минимизацию негативных последствий нецелевого использования иностранной безвозмездной помощи;
- постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 12.08.2020 № 2 «О перечне общехозяйственных расходов»;
- постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 12.08.2020 № 3 «Об установлении форм документов» (с изменениями, внесенными постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 25 января 2022 г.).
Общие требования к документам
- Для регистрации иностранной безвозмездной помощи (далее – помощь) юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем – получателями подается в Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь заявление о регистрации иностранной безвозмездной помощи (далее – заявление).
- Пакет документов готовится за подписью руководителя организации, в случае его отсутствия прилагается документ, подтверждающий его отсутствие или копия доверенности – в случае подачи заявления на основании доверенности.
- Копии документов, прилагаемые к заявлению, заверяются получателем (руководителем получателя – юридического лица) без нотариального засвидетельствования.
- Формы заявления, акта приемки и плана должны соответствовать формам, установленным постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 12.08.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет).
- Не допускается представление документов с орфографическими, стилистическими, пунктуационными, арифметическими ошибками.
Для регистрации помощи к заявлению прилагаются следующие документы: | ||
помощь получена в виде денежных средств | помощь получена в виде товаров | помощь получена в виде имущества |
— план целевого использования помощи по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь (далее – план), в двух экземплярах;
— копия документа предоставлении помощи; — заключение компетентного органа о целесообразности освобождения помощи от налогов, сборов (пошлин) (далее – заключение компетентного органа) в случае, если получатель в заявлении ходатайствует об освобождении от налогов, сборов (пошлин); — информация об ожидаемой экономической и (или) социальной эффективности использования помощи; — сведения об осуществлении получателем гуманитарной деятельности за текущий и предшествующий годы; — документ, подтверждающий внесение (перечисление) денежных средств на благотворительный счет, и его копия – в двух экземплярах; — копия SWIFT-сообщения или информация о причинах несоответствия сведений о сумме помощи, поступившей на благотворительный счет, и размере помощи, указанной в документе о предоставлении помощи, – в случае выявления такого несоответствия; — копия платежной инструкции – в случае поступления помощи на текущий (расчетный) банковский счет получателя; — информация о проведении операций с электронными деньгами – в случае поступления денежных средств путем погашения электронных денег; — копия доверенности – в случае подачи заявления на основании доверенности; — копия устава (учредительного договора) – в отношении юридических лиц, впервые обратившихся за регистрацией помощи; — сведения о содержании информации на бумажных (книги, брошюры, плакаты, иная печатная продукция) или электронных носителях – в случае использования помощи для подготовки информации на бумажных или электронных носителях; — копии документов, подтверждающих проведение мероприятия (соревнования, конференции, семинара, конгресса), плана его проведения и сметы расходов, сведения о лицах, участвующих в данном мероприятии, – в случае использования помощи на проведение мероприятия.
ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ! 1. Цели использования помощи, указанные в заявлении, в плане, в заключении компетентного органа должны совпадать. 2. В заявлении, в плане необходимо указывать наименование страны отправителя помощи. 3. При направлении помощи на цели, указанные в абзацах втором -четырнадцатом пункта 1 Декрета при подготовке пакета документов в заявлении, плане, заключении компетентного органа цель необходимо формулировать в соответствии с абзацами вторым-четырнадцатым пункта 1 Декрета. 4. Размер помощи в виде денежных средств указывается согласно документу, подтверждающему внесение (перечисление) денежных средств на благотворительный счет (выписка по счету). 5. В графе «наименование получателя» плана должно указываться наименование получателя помощи (вторичного (последующих) получателей помощи. 6. При указании в плане общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя и обеспечением их деятельности, необходимо строго руководствоваться перечнем общехозяйственных расходов, установленному постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 12.08.2020 № 2 «О перечне общехозяйственных расходов», и перечислять их. 7. Необходимо предоставлять предварительную постатейную смету расходов. Смета должна соответствовать прилагаемому плану. |
— план – в двух экземплярах;
— копия документа о предоставлении помощи; — заключение компетентного органа в случае, если получатель в заявлении ходатайствует об освобождении от налогов, сборов (пошлин); — информация об ожидаемой экономической и (или) социальной эффективности использования помощи; — копия доверенности – в случае подачи заявления на основании доверенности; — копия устава (учредительного договора) – в отношении юридических лиц, впервые обратившихся за регистрацией помощи; — копии документов, согласно которым товары ввозились (приобретались), либо акта приемки-передачи или иного аналогичного документа о непосредственной передаче помощи в виде товаров с указанием наименования, количества и стоимости товаров. При отсутствии таких документов получателем прилагается пояснительная записка с указанием наименования товаров, их количества, стоимости и сведений об отправителе; — две копии документа, подтверждающего отправление (предоставление) товаров получателю, с указанием наименования, количества, стоимости товаров и целей их использования – в случае обращения за регистрацией помощи в виде товаров до ее ввоза в Республику Беларусь; — акт приемки, за исключением случаев регистрации помощи до ее ввоза в Республику Беларусь, в двух экземплярах; — акт о непригодности помощи (при наличии) – для юридических лиц; — письмо отправителя, поясняющее причины несоответствия сведений, указанных в документах о предоставлении помощи, транспортных (товаросопроводительных) и документах, согласно которым товары ввозились (приобретались), фактическим сведениям о товарах, – в случае выявления указанных несоответствий; — информация о сроках годности помощи – в отношении пищевых продуктов; — копия лицензии, разрешения или заключения (разрешительного документа), подтверждающего соблюдение мер нетарифного регулирования, иного документа, разрешающего применение товаров на территории Республики Беларусь, – в случае, когда такие документы требуются в отношении ввозимых товаров; — сведения о содержании информации на бумажных носителях (книги, брошюры, плакаты, иная печатная продукция) – в отношении печатной и книжной продукции; — копии свидетельства о регистрации транспортного средства (технический паспорт), документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства (шасси транспортного средства) требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) (при наличии таких документов), – в случае регистрации транспортного средства в качестве помощи; — копии документов, подтверждающих право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования или аренды имущества (копии свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации, договора аренды или безвозмездного пользования имуществом), – в случае регистрации помощи на цели, связанные с использованием имущества; — копия разрешительной документации на проектирование, возведение, капитальный ремонт (при необходимости получения), реконструкцию, реставрацию, благоустройство имущества (заключение государственной экспертизы, решение местного исполнительного и распорядительного органа, разрешение на выполнение научно-исследовательских и проектных работ на материальных историко-культурных ценностях) – в случае регистрации помощи на цели, связанные с проектированием, возведением, капитальным ремонтом, реконструкцией, реставрацией, благоустройством имущества.
ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ! 1. Акт приемки должен отражать вес и стоимость полученных товаров в соответствии с товаросопроводительными документами. 2. Акт приемки должен иметь единый формат (ориентацию страниц), подписи членов комиссии по приемке помощи не должны отделяться от акта приемки. 3. В акте над таблицей указывается вес нетто и вес брутто полученных товаров, в таблице – при наличии одновременно информации о массе нетто и брутто указывается масса нетто. 4. В таблице должны быть заполнены все графы. 5. В акте должны быть указаны должности лиц, входящих 6. В акте приемки обязательно должна быть проставлена дата утверждения акта приемки и печать на грифе «УТВЕРДЖАЮ».
|
— план, в двух экземплярах;
— копия документа о предоставлении помощи; — заключение компетентного органа в случае, если получатель в заявлении ходатайствует об освобождении от налогов, сборов (пошлин); — информация об ожидаемой экономической и (или) социальной эффективности использования помощи; — копии документов, подтверждающих право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования или аренды имущества (копии свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации, договора аренды или безвозмездного пользования имуществом), – в случае регистрации помощи на цели, связанные с использованием имущества; — копия разрешительной документации на проектирование, возведение, капитальный ремонт (при необходимости получения), реконструкцию, реставрацию, благоустройство имущества (заключение государственной экспертизы, решение местного исполнительного и распорядительного органа, разрешение на выполнение научно-исследовательских и проектных работ на материальных историко-культурных ценностях) – в случае регистрации помощи на цели, связанные с проектированием, возведением, капитальным ремонтом, реконструкцией, реставрацией, благоустройством имущества.
|
В заключении компетентного органа:
— должна указываться актуальная информация о соответствии заявленных целей использования помощи национальным интересам, государственным программам, перспективам развития, планам и стратегиям, а также законодательству и международным обязательствам Республики Беларусь; — необходимо указывать конкретные виды налогов, сборов (пошлин), в отношении которых заявитель ходатайствует об освобождении (пункт 11 Декрета); — суммы денежных средств, подлежащих регистрации в качестве помощи, и денежных средств, освобождаемых от налогов, сборов (пошлин), должны быть обозначены и разделены. На практике возникают ситуации, когда компетентный орган выдает заключение не на всю сумму, а только на сумму, освобождаемую от налогов. Следует в первой части заключения указать всю сумму помощи, подлежащей регистрации, а в ходатайстве об освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин) — только сумму, подлежащую освобождению от налогов, сборов (пошлин). — заключение компетентного органа подписывается руководителем (заместителем руководителя) организации. В случае его отсутствия прилагается документ, подтверждающий его отсутствие. |