16.05.2016
Иностранная безвозмездная помощь: получение, регистрация и использование, в том числе на иностранном языке (English, Deutsch)
Gratuitous foreign aid: receipt, registration and usage
Ausländische unentgeltliche Hilfe: Empfang, Registrierung, Verwendung
Главой государства 31 августа 2015 г. подписан Декрет Президента Республики Беларусь № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее − Декрет), предусматривающий новый порядок получения, регистрации и использования иностранной безвозмездной помощи, гуманитарных программ. Декрет предусматривает признание утратившим силу Декрета Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2003 г. № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» и вступил в силу с 4 марта 2016 г.
Декретом утверждено Положение, определяющее порядок получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ (далее – Положение).
Получение иностранной безвозмездной помощи
Действие Декрета не распространяется на иностранную безвозмездную помощь (далее, если не указано иное, − помощь), получаемую дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, Национальным банком, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» (часть вторая пункта 1 Положения).
Порядок получения и использования помощи, на которую действие Декрета не распространяется, регулируется иными актами законодательства: Указом Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь», межгосударственными договорами и др.
Положением изменено понятие помощи. Так, к получателем помощи отнесены иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, к отправителям – граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные анонимные жертвователи (ранее указание на иностранный статус этих лиц отсутствовало) и лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь (абзац шестой пункта 2 Положения). При этом недвижимое имущество, находящееся за пределами Республики Беларусь, и имущественные права к помощи не отнесены (абзац третий пункта 2 Положения).
Установлен перечень товаров, предоставление которых в качестве помощи не допускается:
— пищевые продукты со сроком годности менее 4 месяцев, изделия медицинского назначения с остаточным сроком службы менее 1 года, медицинская техника — менее 5 лет;
— запрещенные к ввозу товары;
— ограниченные к ввозу товары без наличия разрешения на ввоз, выданного в соответствии с законодательством;
— транспортные средства, с года выпуска которых прошло более 15 лет (пункт 5 Положения).
Предоставление данных товаров в качестве помощи является безусловным основанием для отказа в их регистрации, а также невозможности их выпуска в свободное обращение на территории Республики Беларусь. В этой связи при предоставлении указанных товаров в качестве помощи они подлежат вывозу с территории Республики Беларусь или уничтожению в установленном порядке.
Определен перечень товаров (имущества), в отношении которых возможна подача заявления о регистрации помощи до ее ввоза в Республику Беларусь. В частности, это лекарственные средства при наличии ходатайства Министерства здравоохранения Республики Беларусь (подчиненных ему учреждений и иных организаций); пищевых продуктов, требующих специальных условий хранения; иных товаров (имущества), за исключением изделий медицинского назначения и медицинской техники, − при наличии ходатайства компетентного органа (пункт 21 Положения).
Установлены сроки приемки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помощи, полученной в качестве товара (имущества). В частности, для ввезенного товара – в течение 1 месяца со дня его ввоза на территорию Республики Беларусь, а приобретенного отправителем на территории Республики Беларусь – не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем предоставления помощи.
Осталось без изменения требование о приемке юридическими лицами помощи, полученной в качестве товара (имущества), комиссией в присутствии представителя того местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого хранится помощь.
По результатам приемки помощи юридическим лицом составляется акт приемки помощи по форме, установленной постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 8 февраля 2016 г. № 2 «Об установлении форм документов».
Постановление Управления делами Президента Республики Беларусь от 8 февраля 2016 г. № 2 «Об установлении форм документов» размещено на официальном сайте Департамента www.dha.gov.by в разделе «законодательство».
При выявлении в ходе приемки помощи в виде товаров (имущества) их непригодности для дальнейшего использования комиссией составляется акт о непригодности помощи по форме, установленной постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 8 февраля 2016 г. № 2 «Об установлении форм документов». В данном случае товары (имущество) подлежат возврату их отправителю, а при невозможности такого возврата − уничтожению в порядке, предусмотренном законодательством.
Положением определен упрощенный порядок приемки помощи в виде товаров (имущества) индивидуальным предпринимателем – самостоятельно, без участия комиссии и без присутствия представителя местного исполнительного и распорядительного органа (пункт 7 Положения). Приемка помощи индивидуальным предпринимателем производится на основании транспортных (перевозочных) и иных документов, в соответствии с которыми товары (имущество) ввозились либо приобретались (товарно-транспортных накладных и других первичных учетных документов в соответствии с законодательством Республики Беларусь).
При этом система приемки помощи должна позволять эффективно контролировать получение помощи и ее целевое использование.
Положением сохранена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих помощь в виде денежных средств, открывать в банке благотворительный счет в иностранной валюте или белорусских рублях. При этом срок внесения на благотворительный счет помощи, полученной наличными денежными средствами, сокращен с пяти до трех банковских дней (пункты 9-11 Положения).
На законодательном уровне закреплены основания для отказа банка в перечислении (выдаче) денежных средств, полученных в качестве помощи, − в случаях непредставления получателями помощи документов, предусмотренных Положением, или выявления несоответствия целей использования помощи, указанных в копии плана целевого использования (распределения) помощи, целям использования помощи, указанным в платежных документах (пункт 13 Положения).
Регистрация иностранной безвозмездной помощи
Помощь, полученная организациями и индивидуальными предпринимателями, как и ранее, подлежит регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее − Департамент) (пункт 17 Положения).
При этом Декретом устанавливается срок обращения получателей помощи за ее регистрацией – не позднее 3 месяцев со дня поступления помощи (пункт 20 Положения). В случае нарушения указанного срока предусмотрена административная ответственность (статья 23.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Не подлежит регистрации в Департаменте помощь, предоставленная в виде:
— товаров (имущества) стоимостью до 500 базовых величин на дату ее поступления, полученных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для их использования в своей производственно-хозяйственной деятельности;
— рекламной продукции, образцов товаров, полученных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и предназначенных для проведения испытаний (сертификации), изучения их технических характеристик и потребительских свойств (пункт 18 Положения).
При этом требования Декрета распространяются на получение такой помощи, ее приемку, целевое использование. За нарушение установленного порядка приемки и использования помощи предусмотрена административная и уголовная ответственность (статьи 23.23, 23.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, статья 369² Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Нововведением является исключение необходимости регистрации помощи физическими лицами (пункт 19 Положения). При этом на физических лиц распространяется ограничение по использованию помощи на экстремистскую деятельность, другие деяния, запрещенные законодательством, либо финансирование политических партий, союзов (ассоциаций) политических партий; подготовку или проведение выборов, референдумов, отзыв депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местного Совета депутатов, организацию либо проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления или распространение агитационных материалов; проведение семинаров или других форм политической и агитационно-массовой работы среди населения. Нарушение указанной нормы влечет административную или уголовную ответственность (статья 23.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, статья 369² Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Вместе с тем, предоставляется возможность малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским, приемным семьям или гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обратиться за освобождением полученной помощи в размере (стоимостью) более 200 базовых величин от подоходного налога с физических лиц. Доходы, получаемые от физических лиц в результате дарения, в размере менее 200 базовых величин, освобождается от подоходного налога согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь (часть вторая пункта 19, пункт 34 Положения).
Для освобождения помощи от подоходного налога с физических лиц физическим лицом — получателем в Департамент подается заявление по форме, установленной приложением 7 к постановлению Управления делами Президента Республики Беларусь от 8 февраля 2016 г. № 2 «Об установлении форм документов» с приложением:
— плана целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи (два экземпляра);
— копии договора, дарственного письма или иного документа, содержащих сведения об условиях и целях использования помощи;
— документа, подтверждающего внесение (зачисление, поступление) помощи в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, на благотворительный счет в банке Республики Беларусь, и его копии;
— копии документа, удостоверяющего личность;
— копии документа, подтверждающего статус физического лица (удостоверения инвалида, многодетной семьи, пенсионного удостоверения, справки о размере заработной платы и других).
Положением уточнен перечень документов, предоставляемых получателем помощи для ее регистрации, в том числе в рамках реализации гуманитарных программ (пункты 22 и 23 Положения).
Так, при составлении документа о предоставлении помощи в виде товаров (имущества) на иностранном языке предусмотрено приложение к заявлению о регистрации помощи копии этого документа, переведенного на один из государственных языков Республики Беларусь.
В случае выявления несоответствий сведений, указанных в транспортных документах о ввозе либо приобретении товара (имущества), с их фактическим наличием предусмотрено приложение к заявлению о регистрации помощи письма отправителя, поясняющего причины такого несоответствия.
При получении в качестве помощи продуктов питания, изделий медицинского назначения, медицинской техники предусмотрено приложение к заявлению о регистрации помощи документа, содержащего сведения о сроках годности (сроках службы, гарантийных сроках) таких товаров (имущества).
В случае если получатель помощи претендует на освобождение от налогов, предусмотрено приложение к заявлению о регистрации помощи заключения компетентного органа о согласовании целей использования помощи и (или) целесообразности ее освобождения от налогов, сборов (пошлин).
При предоставлении отправителем товаров (имущества), в отношении которых должны быть проведены работы по монтажу (наладке, установке), стоимость помощи указывается без стоимости таких работ. При этом в договоре (дарственном письме, ином документе, содержащих сведения об условиях и целях использования помощи) и документе, подтверждающем поступление товаров (имущества) получателю, стоимость работ по их монтажу (наладке, установке) должна быть указана отдельно. При этом ходатайство об освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин) может быть заявлено в отношении товара без учета стоимости работ по монтажу (наладке, установке).
Так, например, стоимость оборудования составляет 300 000 долларов США, в том числе стоимость работ по его монтажу и наладке – 50 000 долларов США. В данном случае ходатайство об освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин) заявляется в отношении 250 000 долларов США.
Использование иностранной безвозмездной помощи
Расширен перечень целей, на которые может использоваться помощь (пункт 3 Положения):
— обеспечение исполнения наказаний, профилактики правонарушений и пропаганды законопослушного образа жизни;
— укрепление материально-технической базы государственных учреждений, строительство, ремонт (реконструкция) объектов социального назначения;
— развитие физической культуры и спорта, детско-юношеского спорта, в том числе проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
Кроме того, некоторые цели использования помощи конкретизированы:
— содействие охране историко-культурного наследия, развитию библиотечного и музейного дела, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей), проведения культурных мероприятий, а также развития и поддержки народного творчества, народных промыслов (ремесел), развития особо охраняемых природных территорий, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
— оказание медицинской помощи, в том числе медико-социальной помощи.
Кроме того, помощь может быть использована для иных целей, определяемых Управлением делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. К таким целям могут быть отнесены, например, реализация проектов в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты.
Новшеством Декрета является целевое использование имущества, приобретенного за счет средств помощи. За использование помощи, а также имущества, приобретенного за ее счет, на цели, не предусмотренные в плане целевого использования (распределения) помощи, предусмотрена административная или уголовная ответственность (статьи 23.23, 23.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, статья 369² Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Срок регистрации помощи Департаментом изменен. Так, помощь регистрируется в течение:
— 5 рабочих дней, следующих за днем согласования Президентом Республики Беларусь цели использования помощи и (или) ее освобождения от налогов, сборов (пошлин), − при регистрации помощи на цели, определяемые Управлением делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, и (или) освобождении ее от налогов, сборов (пошлин);
— 10 рабочих дней, следующих за днем подачи в Департамент заявления о регистрации помощи, − в иных случаях (пункт 28 Положения).
Конкретизированы некоторые вопросы освобождения получателя помощи от налогов, сборов (пошлин).
Перечень налогов, от которых может быть освобожден получатель помощи, расширен по сравнению с ранее установленным. В него включены в том числе налог при упрощенной системе налогообложения и единый налог для производителей сельхозпродукции (пункт 31 Положения).
По общему правилу от перечисленных в части первой пункта 31 Положения налогов не будет освобождаться помощь в виде беспроцентных займов, взносов иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций Республики Беларусь.
При необходимости освобождения помощи от налогов, сборов (пошлин) и использовании на цели, не поименованные в Положении, вводится обязательное оформление соответствующим государственным органом заключения о целесообразности освобождения помощи от налогов и таможенных платежей, которое представляется получателем при ее регистрации в Департаменте.
Определен порядок получения заключения в зависимости от размера полученной помощи и территории ее использования:
— менее 5000 базовых величин − заключение выдается районным (городским) исполнительным комитетом, местной администрацией района в городе соответствующей административно-территориальной единицы, на территории которой используется (распределяется) помощь;
— от 5000 до 10 000 базовых величин или использование (распределение) которой осуществляется на территории нескольких административно-территориальных единиц соответствующей области (г. Минска) − заключение выдается областным (Минским городским) исполнительным комитетом;
— свыше 10 000 базовых величин или использование (распределение) помощи осуществляется на территории нескольких областей Республики Беларусь и города Минска − заключение выдается республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами, которые реализуют государственную политику в сфере заявленных получателем целей. Сферы реализации государственной политики определены в положениях о соответствующих государственных органах, утвержденных актами законодательства Республики Беларусь.
Для получения заключения получатель должен обратиться в соответствующий компетентный орган с приложением плана и копии договора, дарственного письма или иного документа, содержащих сведения об условиях и целях использования помощи.
После рассмотрения указанных документов, компетентными органами в течение 5 рабочих дней, следующих за днем поступления заявления, выдается заключение либо отказ в выдаче заключения в случае несоответствия помощи критериям, предусмотренным в пункте 33 Положения. При этом получатель вправе при устранении причин, послуживших основанием для отказа в выдаче заключения, повторно обратиться в компетентный орган для его получения.
При этом получение заключения в ином государственном органе, не в рамках установленной компетенции, будет являться основанием для отказа в регистрации помощи.
Не допускается использование организациями — получателями помощи в течение календарного года свыше 20% помощи в виде денежных средств, освобожденной от налогов, указанных в части первой пункта 31 Положения, на оплату труда работников, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (пункт 57 Положения). К таким работникам относятся руководитель, бухгалтер организации, иные работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. В этой связи при получении помощи в виде денежных средств в плане целевого использования (распределения) помощи необходимо указывать общую сумму помощи с разбивкой ее по целям использования (оплата труда работников, общехозяйственные расходы (оплата коммунальных услуг, услуг связи и др.), укрепление материально-технической базы). При этом в отношении оплаты труда работников, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в плане необходимо указывать количество работников, а также период, в течение которого планируется осуществлять выплату заработной платы.
Особенности использования некоторых видов имущества
Положением определены особенности использования недвижимого имущества, транспортных средств в качестве помощи.
Так, получатели помощи в виде недвижимого имущества, находящегося в Республике Беларусь, не вправе без согласования с Департаментом осуществлять в дальнейшем какие-либо сделки с недвижимым имуществом, а также осуществлять реконструкцию такого недвижимого имущества.
Установлены сроки регистрации соответствующего договора в организации по государственной регистрации − 1 месяц после регистрации полученного в качестве помощи недвижимого имущества в Департаменте и не более 6 месяцев со дня заключения договора. За нарушение установленного срока предусмотрена административная ответственность (статья 23.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Гуманитарные программы
Декретом вводится понятие гуманитарных программ, определяется порядок их регистрации. Устанавливается сопровождение гуманитарных программ соответствующими государственными органами, в том числе облисполкомами и Минским горисполкомом. При этом гуманитарные программы согласовываются с государственными органами, компетенцию которых они затрагивают.
Предусматривается возможность государственным органам, сопровождающим гуманитарную программу, направлять на ее финансирование средства в размере не более 30 процентов от общей суммы финансирования такой программы. Вводится ограничение на использование средств на оплату труда и общехозяйственных расходов. Указанные расходы не должны превышать 20 процентов от общей суммы финансирования гуманитарной программы. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, непосредственно участвующих в реализации гуманитарной программы.
Денежные средства, поступающие для реализации зарегистрированных гуманитарных программ, размещаются на благотворительных счетах, открытых юридическими лицами — получателями в открытых акционерных обществах «Паритетбанк» или «Сберегательный банк «Беларусбанк», а при сроке реализации гуманитарных программ более 3 лет — также на благотворительных счетах в иных банках (пункт 12 Положения).
Регистрация помощи, поступившей в рамках реализации зарегистрированной гуманитарной программы, будет производиться Департаментом в ускоренном порядке (в течение 10 рабочих дней).
Контроль целевого использования
Положением вводится представление отчетности индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, получившими помощь в порядке распределения согласно плану, не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем ее использования по целевому назначению в полном объеме, получателям, получившим помощь от отправителей. Отчет об использовании (распределении) этой помощи представляется по форме, устанавливаемой Управлением делами Президента Республики Беларусь.
В отношении помощи, полученной в виде денежных средств (за исключением помощи, полученной в рамках зарегистрированных гуманитарных программ), юридические лица, индивидуальные предприниматели — получатели не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем ее использования по целевому назначению в полном объеме, представляют в Департамент отчет об использовании (распределении) этой помощи по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь.
Также вводится отчетность в отношении гуманитарных программ. Получатели помощи − исполнители (соисполнители) не позднее 15 января года, следующего за отчетным, а по завершенным гуманитарным программам − не позднее 30 календарных дней с даты их окончания представляют отчет компетентным органам о ходе выполнения мероприятий в рамках этих программ по форме, устанавливаемой Управлением делами Президента Республики Беларусь.
Компетентные органы в свою очередь ежегодно до 25 января года, следующего за отчетным, представляют в Департамент отчет о ходе выполнения мероприятий, реализуемых в рамках гуманитарных программ, а по завершенным гуманитарным программам − отчет об итогах реализации этих программ и их эффективности.
11.05.2016
О принятии мер по подготовке, проведению оздоровительной компании 2016 года и обеспечению безопасных условий оздоровления детей за рубежом
В период подготовки и проведения оздоровительной кампании 2016 года руководителям организаций и органов образования, направляющих детей на оздоровление за пределы Республики Беларусь, необходимо:
— обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства, регулирующего порядок организации оздоровления детей за рубежом, в том числе при формировании организованных групп детей учитывать, что учащиеся выпускных классов направляются на оздоровление за рубеж в период каникул;
— принять все необходимые меры по обеспечению безопасных условий пребывания детей в местах оздоровления на территории иностранных государств, в пути следования, а также по своевременному их возвращению в Республику Беларусь после окончания сроков оздоровления.
С целью принятия дополнительных мер по обеспечению безопасных условий оздоровления детей Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее – Департамент) предлагает использовать в работе Рекомендации по обеспечению безопасных условий пребывания несовершеннолетних граждан Республики Беларусь, находящихся на оздоровлении в иностранных государствах (прилагаются).
Указанные Рекомендации до начала оздоровительного сезона необходимо довести до сведения зарубежных партнеров, доработав с учетом особенностей страны пребывания.
Департамент не рекомендует:
— посещать места массового скопления людей, особенно в крупных городах стран пребывания, в связи с произошедшими террористическими актами во Франции и Бельгии, повлекшими за собой гибель людей;
— пересекать территорию Украины автотранспортом, доставляющим организованные группы детей в/из аэропорт(а), учитывая продолжающейся вооруженный конфликт на востоке Украины, неблагоприятную социально-экономическую ситуацию, способствующую осложнению криминогенной обстановки на территории Украины.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ПРЕБЫВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ОЗДОРОВЛЕНИИ В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ
1. Целью настоящих рекомендаций является повышение эффективности мер белорусскими направляющими (далее – белорусские организации) и зарубежными принимающими организациями (далее – зарубежные организации) по обеспечению безопасных условий пребывания несовершеннолетних граждан Республики Беларусь на оздоровлении в иностранных государствах.
2. Рекомендации содержат меры, обеспечивающие безопасные условия пребывания белорусских детей в период оздоровления на территории иностранных государств, организованного белорусскими и зарубежными организациями, в учреждениях коллективного размещения детей и зарубежных семьях, в том числе при проведении спортивно-оздоровительных, познавательных, культурных мероприятий (экскурсий, походов, купания, спортивных игр и иных мероприятий), учебного процесса и в экстремальных ситуациях.
3. Для обеспечения безопасных условий пребывания белорусских детей на оздоровлении в иностранных государствах:
3.1. белорусские организации:
— обеспечивают прохождение подготовки и инструктажа лиц, сопровождающих организованные группы детей (далее – сопровождающие) по соблюдению мер безопасности в пути следования и местах оздоровления детей, а также взаимодействие сопровождающих и зарубежных организаций;
— контролируют обеспечение зарубежными организациями безопасных условий пребывания детей на территории иностранных государств в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
— осуществляют подготовку детей к выезду на оздоровление в иностранные государства, предоставляют зарубежным организациям информацию об индивидуальных особенностях детей, проводят с детьми беседу о соблюдении мер безопасности в пути следования, местах оздоровления и экстремальных ситуациях;
3.2. зарубежные организации:
— обеспечивают пригодность учреждений коллективного размещения детей и семей к приему детей, а также безопасные условия пребывания белорусских детей в местах оздоровления;
— осуществляют подбор семей в соответствии с требованиями национального законодательства, их инструктаж и подготовку к приему детей на оздоровление;
— предоставляют сопровождающим право свободного посещения зарубежных семей, общения с детьми в период пребывания в местах оздоровления, постоянной телефонной связи с детьми;
3.3. белорусские и зарубежные организации способствуют выполнению сопровождающими своих обязанностей.
4. Меры безопасности в период оздоровления детей:
4.1. по прибытии к месту оздоровления:
— группы белорусских детей встречают представители зарубежных организаций и принимающие семьи;
— распределение белорусских детей в принимающие семьи осуществляется согласно списку, утвержденному руководителем зарубежной организации,
— зарубежные организации (руководители или члены организации, ответственные за пребывание белорусских детей) выдают сопровождающим список принимающих семей (с указанием адресов и контактных телефонов) и проживающих в них детей в целях дальнейшего контроля фактического пребывания детей в семьях в соответствии с данным списком;
4.2. белорусские и зарубежные организации обеспечивают сопровождающим:
— возможность посещения в течение первой недели пребывания в принимающих семьях белорусских детей, впервые прибывших на оздоровление, для ознакомления с условиями их проживания, питания, состоянием здоровья и установления комфортного психологического микроклимата между детьми и принимающими семьями;
— необходимые условия для осуществления в течение оздоровительного периода контроля за пребыванием, психологическим состоянием и состоянием здоровья детей, находящихся на оздоровлении в иностранных государствах, и телефонной связи (не реже двух раз в неделю) сопровождающих с детьми и принимающими семьями;
4.3. в период пребывания белорусских детей в иностранных государствах не допускается их оставление без присмотра взрослого ответственного лица (члена зарубежной организации, члена принимающей семьи либо сопровождающего);
4.4. совместные спортивно-оздоровительные, познавательные и культурные мероприятия (экскурсии, походы, купание, спортивные игры и иные мероприятия) проводятся в присутствии взрослого ответственного лица (члена зарубежной организации, члена принимающей семьи либо сопровождающего).
Перед проведением совместных мероприятий сопровождающие, представители зарубежной организации и принимающие семьи обязаны:
— провести беседу с детьми о соблюдении соответствующих мер безопасности;
— ознакомиться с условиями проведения мероприятий, допускать к участию детей с учетом состояния их здоровья и физической подготовленности;
— принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности детей во время проведения мероприятий;
— проверить исправность спортивного инвентаря, оборудования, обеспечить детей защитной страховкой и принять другие необходимые меры безопасности.
Дети, участвующие в спортивных мероприятиях, должны быть одеты в спортивную одежду и обуты в спортивную обувь, при необходимости в зависимости от вида спорта обеспечены соответствующими средствами экипировки;
4.5. при проведении экскурсий в лесопарковой зоне или горах представители зарубежной организации совместно с сопровождающими обязаны ознакомиться с маршрутом движения и участком местности, предупредить принимающие семьи, чтобы дети были одеты в соответствии с погодными и иными условиями проводимого мероприятия. Зарубежные организации обеспечивают экскурсионную группу детей медицинской аптечкой, укомплектованной необходимыми лекарственными средствами и перевязочными материалами;
4.6. при организации купания детей должны быть соблюдены следующие требования:
— купание проводится в присутствии и под контролем взрослого ответственного лица (члена зарубежной организации, члена принимающей семьи либо сопровождающего), который гарантирует безопасные условия его проведения (например, с учетом времени приема пищи и солнечной активности, с использованием соответствующих средств безопасности в соответствии с законодательством);
4.7. прогулки на катерах (шлюпках, лодках, других плавательных средствах) допускаются в тихую безветренную погоду в присутствии взрослого ответственного лица (члена зарубежной организации, члена принимающей семьи либо сопровождающего) с обязательным использованием спасательных жилетов в соответствии с законодательством;
4.8. велосипедные прогулки, катание на роликовых коньках проводятся в присутствии взрослого ответственного лица (члена зарубежной организации, члена принимающей семьи либо сопровождающего) в специально отведенных местах с обязательным использованием соответствующих средств защитной экипировки в соответствии с действующим законодательством.
5. Меры безопасности в экстремальных ситуациях:
5.1. в случаях заболевания детей и ситуациях, представляющих опасность для жизни и здоровья детей и требующих срочного медицинского вмешательства, принимающие семьи, представители зарубежных организаций совместно с сопровождающими незамедлительно принимают меры по оказанию первой медицинской помощи и при необходимости доставляют заболевшего или потерпевшего в ближайшее учреждение здравоохранения;
5.2. зарубежные организации незамедлительно информируют белорусскую организацию (ее руководителя) о ситуациях, представляющих опасность для жизни и здоровья детей, дипломатические представительства или консульские учреждения Республики Беларусь в иностранных государствах.
Сопровождающие незамедлительно по телефону сообщают в дипломатические представительства или консульские учреждения Республики Беларусь в иностранных государствах о возникшей экстремальной ситуации с детьми.
Белорусские организации в течение суток информируют Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь об экстремальных ситуациях, произошедших с детьми в пути следования или местах оздоровления детей, а зарубежные организации – компетентные органы страны пребывания, ответственные за реализацию Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей и занимающихся решением вопросов в случае возникновения экстремальных (чрезвычайных) ситуаций.