Архив новостей
27.09.2016
Разъяснение вопросов таможенного оформления и таможенного контроля при ввозе товаров (имущества) в Республику Беларусь в качестве иностранной безвозмездной помощи
Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в связи с возникающими вопросами таможенного оформления и таможенного контроля при ввозе товаров (имущества) в Республику Беларусь в качестве иностранной безвозмездной помощи разъясняет следующее.
При ввозе товаров (имущества) в качестве иностранной безвозмездной помощи таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в порядке, предусмотренном законодательством о таможенном регулировании. Товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза
(далее – ЕАЭС) в Республике Беларусь через республиканские пункты таможенного оформления (далее – РПТО), являющимися пунктами ввоза и вывоза товаров, с учетом их специализации в соответствии с перечнем республиканских пунктов таможенного оформления, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от
7 августа 2007 г. № 373 «О пунктах ввоза и вывоза товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь».
В пункте ввоза товары, как правило, помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии с главой 32 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС). При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляются транзитная декларация, которая должна содержать сведения, определенные статьей 182 ТК ТС документы, на основании которых она заполнена.
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от
9 декабря 2011 г. № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» введено в действие обязательное предварительное информирование таможенных органов при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом не менее чем за два часа до ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 217 ТК ТС к мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита относятся: обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, таможенное сопровождение, установление маршрута перевозки товаров.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2011 г. № 1374 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, не требуется, если таможенным органом отправления и таможенным органом назначения является таможенный орган Республики Беларусь и эти товары имеют характер иностранной безвозмездной помощи и об их получателях (отправителях — при вывозе указанной категории товаров) Государственный таможенный комитет информирован Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь.
После помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита товары должны быть доставлены в ведомственный пункт таможенного оформления, определенный таможенным органом отправления, для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, а также для совершения таможенных операций по декларированию товаров и их выпуску в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Для нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС иностранных товаров без ограничений по их пользованию и распоряжению такие товары необходимо поместить под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в порядке и на условиях, определенных главой 30 ТК ТС. При помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары подлежат таможенному декларированию с использованием декларации на товары, форма и порядок заполнения которой определен Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций». В соответствии со статьей 183 ТК ТС подача декларации на товары должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена.
При использовании освобождения от таможенных сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость получателями представляются в таможенный орган при таможенном декларировании помощи:
— копия удостоверения, содержащего сведения об установленных видах налоговых льгот;
— копия плана, согласованного Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь;
— копия документа, подтверждающего поступление товара (имущества) получателю с указанием его наименования, количества и стоимости.
16.09.2016
Встреча с делегацией Социалистической Республики Вьетнам
12 сентября 2016 г. в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь состоялась встреча директора Департамента по гуманитарной деятельности Скакуна В.А. с делегацией Социалистической Республики Вьетнам во главе с заместителем начальника управления международными финансами и долгами Министерства финансов Социалистической Республики Вьетнам Нгуен Суан Тхао.
В встрече также приняли участие руководители белорусских общественных объединений «Дети в беде» Украинцев В.И. и «SOS-Детские деревни» Рожков С.М.
В ходе встречи представители делегации ознакомились с порядком получения, учета, регистрации иностранной безвозмездной помощи в Республике Беларусь, основными направлениями ее использования, а также работой общественных организаций по направлению иностранной безвозмездной помощи на социальные и образовательные проекты.
В целях ознакомления с направлениями использования иностранной безвозмездной помощи делегация Социалистической Республики Вьетнам посетила ГУ «Детский оздоровительный лагерь «Планета» и социально-педагогическое учреждение образования «SOS-Детская деревня Боровляны».
09.09.2016
Вопросы связанные с освобождением от налогообложения подоходным налогом с физических лиц
Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в связи с многочисленными вопросами, связанными с освобождением от налогообложения подоходным налогом с физических лиц доходов, получаемых гражданами из средств иностранной безвозмездной помощи, разъясняют следующее:
Вопрос: В случае регистрации организациями иностранной безвозмездной помощи (далее – ИБП) в виде товаров (имущества) и последующего их распределения малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским, приемным семьям или гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, освобождаются ли данные граждане от уплаты подоходного налога с физических лиц?
Ответ: ИБП в виде товаров (имущества), полученная белорусской организацией и зарегистрированная в Департаменте с освобождением от подоходного налога с физических лиц, при дальнейшей безвозмездной передаче в рамках плана целевого использования (распределения) ИБП, малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, освобождается от подоходного налога на основании подпункта 1.42 пункта 1 статьи 163 Кодекса при наличии у этих лиц документов, подтверждающих их право на данную льготу.
Вопрос: При перечислении денежных средств на карт-счета малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским, приемным семьям или гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в целях приобретения бытовых, хозяйственных товаров, предметов для благоустройства дома, строительных материалов и иного имущества, освобождаются ли данные граждане от уплаты подоходного налога с физических лиц?
Ответ: ИБП в виде денежных средств, полученная белорусской организацией и зарегистрированная в Департаменте с освобождением от подоходного налога с физических лиц, при дальнейшей безвозмездной передаче в рамках плана целевого использования (распределения) ИБП, на карт-счета малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, освобождается от подоходного налога на основании подпункта 1.42 пункта 1 статьи 163 Кодекса при наличии у этих лиц документов, подтверждающих их право на данную льготу.
Вопрос: Если физическое лицо обратилось с просьбой оказать помощь в приобретении бытовых, хозяйственных товаров, предметов для благоустройства дома, строительных материалов и иного имущества и просит произвести оплату на расчетный счет продавца согласно договора между продавцом и физическим лицом (возникает трехсторонний договор: Продавец – организация-поставщик материалов – Покупатель – физическое лицо – Спонсор-организация), возникает ли у получателя – физического лица уплата подоходного налога с физических лиц?
Ответ: Доходы, полученные физическим лицом от белорусской организации — Спонсора, в виде оплаты за него бытовых, хозяйственных товаров, предметов благоустройства дома, строительных материалов (далее — ТМЦ) за счет денежных средств, зарегистрированных этой белорусской организацией в Департаменте в качестве ИБП, которая согласно полученному удостоверению освобождена от подоходного налога, исходя из положений части 2 пункта 27 Положения признаются для физического лица – получателя ТМЦ объектом налогообложения подоходным налогом.
Вопрос: Если организация приобретает жилые дома с последующей передачей в собственность родителя-воспитателя детского дома семейного типа, возникает ли уплата подоходного налога с физических лиц? Может ли физическое лицо быть освобождено от уплаты подоходного налога с физических лиц?
Ответ: Доходы, полученные физическим лицом-родителем-воспитателем детского дома в натуральной форме в виде безвозмездно переданного ему в собственность жилого дома, приобретенного белорусской организацией за счет денежных средств, зарегистрированных в Департаменте в качестве ИБП, которая согласно полученному удостоверению о регистрации ИБП освобождена от налогов и таможенных платежей, исходя из положений части 2 пункта 27 Положения признаются для физического лица – получателя жилого дома объектом налогообложения подоходным налогом.
Справочно:
Налогообложение доходов, указанных в 3-4 вопросах, производится с учетом льготы по подоходному налогу, установленной абзацем третьим части первой подпункта 1.19 пункта 1 статьи 163 Кодекса.
Так, на основании абзаца третьего части первой подпункта 1.19 пункта 1 статьи 163 Кодекса в 2016 году освобождаются от подоходного налога такие доходы, полученные физическим лицом в течение календарного года от белорусской организации, не являющейся местом основной работы (службы, учебы), в размере, не превышающем 99 белорусских рублей (с учетом деноминации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 175 Кодекса белорусская организация, являющаяся источником выплаты физическому лицу доходов в натуральной форме, признается налоговым агентом, который обязан исчислить, удержать у физического лица и перечислить в бюджет исчисленную сумму подоходного налога в установленном законодательством порядке.
Удержание у физического лица исчисленной суммы подоходного налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых физическому лицу (часть вторая пункта 8 статьи 175 Кодекса).
На основании абзаца третьего части третьей пункта 9 статьи 175 Кодекса при выплате физическому лицу доходов в натуральной форме налоговый агент обязан перечислить в бюджет исчисленную и удержанную сумму подоходного налога не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы подоходного налога.
При невозможности удержать исчисленную сумму подоходного налога с дохода, выплаченного физическому лицу в натуральной форме, по причине отсутствия ему денежных выплат и (или) отказа физического лица внести причитающиеся суммы подоходного налога налоговый агент в соответствии с частью первой пункта 5 статьи 180 Кодекса обязан в месячный срок со дня выявления указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства физического лица письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу.
В письменном сообщении, направляемом в налоговый орган, налоговому агенту следует указать фамилию, собственное имя, отчество, серию и номер документа, удостоверяющего личность, место жительства физического лица, размер выплаченного ему дохода и сумму подоходного налога, подлежащую удержанию из указанного дохода.
Одновременно сообщаем, что на основании пункта 4 статьи 43 Кодекса, местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты, отдельным плательщикам — физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, исходя из их имущественного положения.
Для решения вопроса об освобождении от уплаты подоходного налога физическое лицо-получатель дохода в натуральной форме вправе обратиться с соответствующим заявлением в администрацию района по месту жительства.
Вопрос: Необходимо ли уплачивать подоходный налог с физических лиц, если нерезидент Республики Беларусь передает безвозмездно физическому лицу товары? Возможно ли освобождение физических лиц от подоходного налога с физических лиц до 200 базовых величин?
Ответ: Согласно пункту 1 статьи 153 Кодекса для физических лиц — налоговых резидентов Республики Беларусь объектом налогообложения подоходным налогом признаются доходы, полученные ими как от источников в Республике Беларусь, так и от источников за пределами Республики Беларусь.
Вместе с тем, на основании подпункта 1.18 пункта 1 статьи 163 Кодекса от подоходного налога освобождаются доходы, полученные физическим лицом в течение 2016 года в виде дарения от иных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере, не превышающем 4947 белорусских рублей (с учетом деноминации).
Таким образом, доходы в виде дарения (ТМЦ и (или) денежные средства), полученные физическим лицом – налоговым резидентом Республики Беларусь в 2016 году от физического лица-резидента иностранного государства и иных физических лиц, как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, в пределах 4947 освобождаются от подоходного налога.
В случае, если доходы в виде дарения получены от организации – резидента иностранного государства, то налогообложение таких доходов осуществляется с учетом льготы, установленной абзацем третьим части первой подпункта 1.19 пункта 1 статьи 163 Кодекса (полученный доход освобождается от налога в пределах 99 белорусских рублей (с учетом деноминации)).
Если общая сумма доходов в виде дарения, полученных за 2016 год, превысит указанные выше пределы, то сумма такого превышения подлежит налогообложению подоходным налогом по ставке в размере 13 процентов на основании налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу, которую физическое лицо-резидент Республики Беларусь обязано представить в налоговый орган по месту постановки на учет (месту жительства) не позднее 1 марта 2017 года. Исчисленный налоговым органом на основании представленной налоговой декларации подоходный налог подлежит уплате в бюджет не позднее 15 мая 2017 года.
05.09.2016
Порядок исчисления налога на добавленную стоимость при безвозмездной передаче товаров, полученных в качестве иностранной безвозмездной помощи
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь в связи с возникающими вопросами о порядке исчисления налога на добавленную стоимость при безвозмездной передаче товаров, полученных в качестве иностранной безвозмездной помощи, разъясняют следующее:
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав. Для целей НК безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются передача товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты.
Таким образом, безвозмездная передача малообеспеченным гражданам, гражданам, нуждающимся в поддержке государства, лицам, которые в силу своих физических особенностей, особенностей психофизического развития и иных обстоятельств не могут самостоятельно реализовать свои права и законные интересы, товаров, приобретенных за счет средств иностранной безвозмездной помощи, а также за счет благотворительных средств юридических и физических лиц Республики Беларусь является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 97 НК при безвозмездной передаче приобретенных товаров налоговая база определяется исходя из цены их приобретения.
Исчисление НДС производится исходя из ставки налога в размере 20 процентов либо исходя из ставки налога в размере 10 процентов (продовольственные товары и товары для детей по Перечню, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287 (с изменениями и дополнениями)).
В соответствии с частью второй пункта 4 статьи 106 НК организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, относят на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Следовательно, суммы НДС, предъявленные при приобретении некоммерческой организацией товаров для собственного потребления, относятся на увеличение стоимости этих товаров.
В случае, если сумма «входного» НДС, предъявленная при приобретении товаров была отнесена на увеличение стоимости товаров, то при последующей безвозмездной передаче таких товаров некоммерческая организация вправе согласно подпункту 22.5 пункта 2 статьи 107 НК самостоятельно выделить для вычета сумму НДС расчетным путем, исходя из цены приобретения товаров с учетом НДС и ставки НДС, применявшейся при их приобретении.
В итоге, сумма НДС, исчисленная с оборотов по безвозмездной передаче товаров, будет равняться сумме налоговых вычетов, а сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, будет равна нулю, то есть отсутствовать.
Возникшие у некоммерческой организации обороты по безвозмездной передаче, облагаемые НДС, подлежат отражению в разделе I части I налоговой декларации (расчета) по НДС, а суммы НДС, принимаемые к вычету, отражаются в разделе II части I налоговой декларации (расчета) по НДС.
05.09.2016
Применение нормы пункта 57 Положения о порядке получения, учёта, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи
Разъяснение применения нормы пункта 57 Положения о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь
от 31 августа 2015 г. № 5
В соответствии с пунктом 57 Положения о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» не допускается использование юридическими лицами – получателями в течение календарного года более 20% помощи в виде денежных средств, освобожденной от налогов, на оплату труда работников, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, данных получателей.
К работникам, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, следует относить лиц, состоящих в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора (статья 1 Трудового кодекса Республики Беларусь) и занимающих должности, связанные с осуществлением, в частности, руководства деятельностью организации, ее структурных подразделений, расстановки и подбора кадров, организации труда работников (организационно-распорядительные функции) или полномочий по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей (административно-хозяйственные функции).
В соответствии со статьей 19 Трудового кодекса Республики Беларусь трудовой договор обязательно должен содержать указание на трудовую функцию (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией).
Наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утвержденным в установленном порядке.
В соответствии с разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь при отнесении должностей служащих к категориям «руководители», «специалисты», «другие служащие» необходимо руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.10.2009 № 125, Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД), общие положения которого утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, а также квалификационными характеристиками конкретных должностей служащих, которые содержатся в соответствующих выпусках ЕКСД.