Архив новостей

05.09.2016

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость при безвозмездной передаче товаров, полученных в качестве иностранной безвозмездной помощи

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь в связи с возникающими вопросами о порядке исчисления налога на добавленную стоимость при безвозмездной передаче товаров, полученных в качестве иностранной безвозмездной помощи, разъясняют следующее:

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав. Для целей НК безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются передача товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты.
Таким образом, безвозмездная передача малообеспеченным гражданам, гражданам, нуждающимся в поддержке государства, лицам, которые в силу своих физических особенностей, особенностей психофизического развития и иных обстоятельств не могут самостоятельно реализовать свои права и законные интересы, товаров, приобретенных за счет средств иностранной безвозмездной помощи, а также за счет благотворительных средств юридических и физических лиц Республики Беларусь является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 97 НК при безвозмездной передаче приобретенных товаров налоговая база определяется исходя из цены их приобретения.
Исчисление НДС производится исходя из ставки налога в размере 20 процентов либо исходя из ставки налога в размере 10 процентов (продовольственные товары и товары для детей по Перечню, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287 (с изменениями и дополнениями)).
В соответствии с частью второй пункта 4 статьи 106 НК организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, относят на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Следовательно, суммы НДС, предъявленные при приобретении некоммерческой организацией товаров для собственного потребления, относятся на увеличение стоимости этих товаров.
В случае, если сумма «входного» НДС, предъявленная при приобретении товаров была отнесена на увеличение стоимости товаров, то при последующей безвозмездной передаче таких товаров некоммерческая организация вправе согласно подпункту 22.5 пункта 2 статьи 107 НК самостоятельно выделить для вычета сумму НДС расчетным путем, исходя из цены приобретения товаров с учетом НДС и ставки НДС, применявшейся при их приобретении.
В итоге, сумма НДС, исчисленная с оборотов по безвозмездной передаче товаров, будет равняться сумме налоговых вычетов, а сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, будет равна нулю, то есть отсутствовать.
Возникшие у некоммерческой организации обороты по безвозмездной передаче, облагаемые НДС, подлежат отражению в разделе I части I налоговой декларации (расчета) по НДС, а суммы НДС, принимаемые к вычету, отражаются в разделе II части I налоговой декларации (расчета) по НДС.

05.09.2016

Применение нормы пункта 57 Положения о порядке получения, учёта, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи

Разъяснение применения нормы пункта 57 Положения о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь
от 31 августа 2015 г. № 5

В соответствии с пунктом 57 Положения о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» не допускается использование юридическими лицами – получателями в течение календарного года более 20% помощи в виде денежных средств, освобожденной от налогов, на оплату труда работников, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, данных получателей.
К работникам, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, следует относить лиц, состоящих в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора (статья 1 Трудового кодекса Республики Беларусь) и занимающих должности, связанные с осуществлением, в частности, руководства деятельностью организации, ее структурных подразделений, расстановки и подбора кадров, организации труда работников (организационно-распорядительные функции) или полномочий по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей (административно-хозяйственные функции).
В соответствии со статьей 19 Трудового кодекса Республики Беларусь трудовой договор обязательно должен содержать указание на трудовую функцию (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией).
Наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утвержденным в установленном порядке.
В соответствии с разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь при отнесении должностей служащих к категориям «руководители», «специалисты», «другие служащие» необходимо руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.10.2009 № 125, Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД), общие положения которого утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, а также квалификационными характеристиками конкретных должностей служащих, которые содержатся в соответствующих выпусках ЕКСД.

05.09.2016

Перечисление денежных средств на карт-счета физических лиц

Разъяснение применения нормы пункта 53 Положения о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь
от 31 августа 2015 г. № 5

В соответствии с пунктом 53 Положения о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Положение), помощь в виде денежных средств при распределении юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями выдается владельцем благотворительного счета наличными денежными средствами физическому лицу, получившему такую помощь в порядке ее распределения согласно плану.
Согласно пункту 54 Положения физическое лицо должно представить юридическому лицу документы, подтверждающие статус категории граждан (удостоверение инвалида, многодетной семьи, пенсионное удостоверение, справка о размере заработной платы и другие), копии которых остаются у юридического лица – получателя для подтверждения целевого использования помощи.
Вместе с указанным пакетом документов физическое лицо может написать заявление о перечислении на свой карт-счет денежных средств.
При этом цель использования денежных средств должна подтверждаться документами, указанными в пункте 54 Положения, а также платежным поручением о зачислении средств с благотворительного счета юридического лица на карт-счета физических лиц.
На основании изложенного перечисление денежных средств на карт-счета физических лиц – получателей иностранной безвозмездной помощи не является нарушением Положения.

24.08.2016

«Несовершеннолетних белорусских граждан, находящихся на оздоровлении в Италии, среди жертв землетрясения и пострадавших нет»

В связи с землетрясением в центральной части Италии Посольство Республики Беларусь в Италии тщательно отслеживает ситуацию совместно с руководителями итальянских благотворительных организаций, принимающих несовершеннолетних белорусских граждан.
По сообщению Посольства – среди жертв землетрясения и многочисленных пострадавших, нет белорусских граждан, в том числе детей, находящихся на оздоровлении в итальянских семьях.

15.07.2016

Разъяснение порядка представления документов для регистрации иностранной безвозмездной помощи.

В связи с отдельными обращениями организаций по вопросу представления документов для регистрации иностранной безвозмездной помощи и ее освобождения от налогов, сборов (пошлин), направляемой на иные цели, не указанные в абзацах втором – девятом пункта 3 Положения о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее — Положение) сообщаем, что при представлении организациями документов цель (цели) использования помощи, указанная в заявлении о регистрации иностранной безвозмездной помощи, должна соответствовать цели (целям), указанной в плане целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи и в заключении компетентного органа о согласовании целей использования иностранной безвозмездной помощи и (или) целесообразности ее освобождения от налогов, сборов (пошлин).

Цель по:
заявлению = плану = заключению = договору
(проекту, дарственному письму)


При этом не допускается указание общей формулировки цели, а указываются конкретные мероприятия и расходы, на которые используется помощь в соответствии с бюджетом или иным документом, содержащим сведения об условиях и целях использования помощи.